Обычно говорят, что путей для достижения какой-то определенной цели, есть великое множество – здесь же предлагается только один из возможных, но не универсальный способ провести первое занятие по определенному предмету у нового ученика.

 

Итак, поехали…

Давайте себе представим, на что Вы обращаете внимание в человеке, видя его в первый раз.

 

Естественно, это внешность. Не зря же устами наших предков гласит народная мудрость о том, что встречают по одёжке, а провожают-то по уму… Не стоит вдаваться в крайности: внешний вид преподавателя-репетитора должен представлять собой что-то среднее между официально-деловым стилем, который и так уже приелся ученикам в школах, и неофициальным видом, который так нравится подросткам.

Костюм, галстук, лакированные туфли в случае парней; и строгое платье в случае девушек – все это создает определенный барьер между Вами и учеником. Возможно, что в этом случае в голове у него витают мысли: “О, теперь уже и дома у нас учитель будет…”, “Опять эти домашние задания…” и тому подобные. Ни о каком желании учиться, а тем более, ожидать следующее занятие с нетерпением тогда и речи быть не может.

Но в то же время, внешний вид не должен быть слишком ярким, или намеренно вызывающим. Это может понравиться ребенку, но отпугнуть родителей: “Разве этот человек моего сына (дочку) может научить чему-то толковому?.. Я за это деньги платить не буду”.

 

Переходим к следующему пункту. Речь.

Хорошая, грамотная речь – это украшение любого человека, вне зависимости от того, кем он является по своей специальности. Если человека интересно слушать, тогда вероятность того, что пропустишь что-то “мимо ушей”, становится ниже. Но не стоит все время делать речь слишком заумной, употребляя непонятные термины или вычурные обороты. Порой вначале это интересно слушать, но со временем приедается.

Во время первой встречи с учеником и его родителями необходимо хотя бы кратко рассказать о себе. Как уж рассказывать – это право каждого. Главное, чтобы не создалось впечатление, что Вы себя уж очень расхваливаете или поете дифирамбы своим умениям и навыкам. Это очень неблагодарное дело, поскольку в дальнейшем Вы и сами не будете этого замечать, хотя со стороны может показаться иначе.

 

Идем дальше. С учеником и родителями познакомились, приступаем непосредственно к занятию. Естественно, что каждый репетитор, который перед этим провел не один урок по своему предмету, имеет какую-то выработанную методику изложения материала.

Одно дело, если от Вас требуется только помогать с домашним заданием или объяснить определенные темы – речь тогда идет просто о пояснении решений задач с ответами на вопросы ученика.

Но вот совсем иное, если репетитору необходимо полностью научить предмету, используя только какие-то обрывки знаний. Мол, “есть звон, да знать бы, где он”. Тогда по этому “звону” и необходимо ориентироваться – возможно, что все первое занятие этому и будет посвящено.

Ваши расспросы для выявления уровня знаний ученика в этом случае могут являть собой полнейшую импровизацию. Отталкиваться можно и от того, что Вам сказали родители. Какие темы для их ребенка были сложными, а какие вызывали полнейший ужас и дрожь в коленках… А какие, наоборот, от щелкал как семечки.

 

Постепенно так нащупывается то, что можно было бы назвать “каркасом здания знаний” – конечно, каждый это может назвать по-своему. Как кому заблагорассудится.

Этот “каркас знаний” и есть те обрывки, которые ученик все-таки, с тяжким трудом и/или против своей воли вынес вместе с рюкзаком со здания школы. Только вот придя домой рюкзак отправляется под кровать, или еще куда-нибудь в укромное местечко. А “каркасу знаний” место в дальних закоулках памяти ребенка. Тогда главной задачей является выудить его оттуда на свет божий всеми правдами и неправдами – ведь именно благодаря ему и удастся построить все здание.

 

Ну вот, первое занятие и окончено. Надеемся, оно было плодотворным и время не было потрачено впустую.

 

Читайте также: Можно ли ученика научить мыслить?

Автор: Рямов Сергій Сергійович