Вначале этот вопрос может показаться странным. Тем более, слишком уж размыто и расплывчато он звучит. Действительно, что же означает “научить мыслить” и почему эти слова взяты в кавычки?

Давайте попробуем разобраться.

Мышление – это процесс, состоящий из связанных между собой звеньев, причем каждое последующее звено логически связано с предыдущим.

Это не техническая схема, и, тем более, не инструкция по эксплуатации данного Вам разума – именно поэтому процесс возникновения связи между звеньями порой остается непонятным.

То, что было когда-то услышано, или где-то совершенно случайным образом прочитано, всплывает в памяти в неподходящие для этого моменты времени. Но порой именно эти “кусочки мозаики”, случайные воспоминания, могут помочь в составлении полной картины события – они могут выступить как недостающее звено в уже упоминаемой цепи мышления.

В процессе обучения не стоит навязывать ученику стройную схему теоретических знаний. Школьные учебники построены на этих схемах – но они не всегда оправдывают себя. Или же оправдывают не во всех случаях. Почему же так случается?

Учебник – это своего рода универсальное средство обучения.

То, что было принято однажды, не очень-то часто подвергается изменениям. Могут меняться система оценивания знаний, либо количество академических часов, которые выделяются на изучение определенной темы. Но очень слабо меняется изложение материала. В этом случае нет никакой гарантии, что тема, которую ученик “прошел”, будет им усвоена.

Да, звон услышан был – но где он, остается лишь гадать.

Остаются лишь разрозненные, порой и вовсе не связанные между собой знания, которые со временем могут забыться.

Это как раз и есть “кусочки мозаики”, способные помочь репетитору не только в усвоении учеником определенной темы, но и способные подтолкнуть учащегося к “мышлению”.

Учебник был и остается универсальным средством обучения в школе, но в учебнике никак не могут учитываться индивидуальные способности и склонности ученика. Для кого-то подобное средство является действенным, для других же – это повод не выполнять домашнее задание.

Построить целостную картину события сложно – но возможно, зная, что и как было усвоено учеником. Отдельные отрывки знаний при этом выступают в качестве своеобразных “точек роста”, вокруг которых и можно строить занятие. Постепенно, со временем, они будут увеличиваться, дополняя друг друга.

Иными словами, если ученик увидит, что из его знаний, пусть отдельных и, на первый взгляд, не связанных друг с другом, постепенно выстраивается определенная структура, это его может заинтересовать. Может возникнуть вопрос: “А что же дальше?”

Сравнение можно привести самое простое – это компьютерная игра. Проходя энное количество раз какой-то сложный уровень, ты либо бросаешь игру вовсе, либо пробуешь проходить его до тех пор, пока на экране не высветится заветное: “Вы выиграли!”

Но задача репетитора в этом случае состоит в том, чтобы не было желания покончить с предметом. Главное – чтобы сам учащийся захотел пройти непроходимый перед этим уровень.

Иными словами, нет универсального средства для того, чтобы научить человека “мыслить”. Либо он этого захочет, либо – нет.

 

А захочет ли – зависит от нас с Вами.

 

Читайте також: Вплив науково-технічного прогресу на систему освіти.

Автор:

PHP Помилка

E_NOTICE - Повідомлення Повідомлення: Undefined index: url Файл: /units/Users/client/users_blog_show/users_blog_show.view Строка: 44 Сергій