Украинский центр оценивания качества образования приготовил ряд новаций для внешнего независимого оценивания 2015-го года

Какие же нововведения будут ожидать выпускников в следующем году?

 

§ тестирование и выпускные экзамены будут вынуждены сдавать все выпускники, независимо от того, имеют ли они намерения поступать в ВУЗ;

 

§  будут только два результата тестирования: сдал или не сдал; рейтинговая шкала от 100 до 200 баллов формируется по результатам тех, кто прошел тест;

 

§  для математики, украинского языка и литературы вводят двухуровневое тестирование – менее сложный тест для всех абитуриентов и посложнее – для тех, кто будет вступать на профильную специальность;

 

§  сертификаты ВНО нельзя будет использовать для следующих лет, а также нельзя будет подавать документы с сертификатами предыдущих лет;

 

§  отменено тестирование по всемирной истории и мировой литературе.

 

 

Попробуем разобраться, какими именно преимуществами и/или недостатками владеют эти нововведения. Для этого просто разберем каждый из пунктов, и посмотрим, какие из них действительно положительно влияют систему образования, а какие, наоборот, усугубляют ее нынешние недостатки.

 

Пункт первый. ВНО будут вынуждены сдавать все, без исключения, выпускники. С одной стороны, это может рассматриваться как контроль уровня знаний выпускников – и одним из главных индикаторов при этом может оставаться тестирование. Но, в то же время, у людей, которые не намерены продолжать грызть гранит науки в ВУЗе, попросту не будет мотивации написать тестирование хорошо. Главное – лишь бы сдать его, хоть как-нибудь.


Пункт второй. Два результата тестирования и формирование рейтинговой шкалы по результатам учеников, прошедших тест.
Иными словами, речь будет идти о разработке шкалы оценивания знаний уже после того, как тест будет написан. Во-первых, разработать новую качественную шкалу за краткий срок невозможно. Во-вторых, как будет унифицироваться система оценивания знаний, если при этом будет необходимо учитывать достаточно большое количество работ учащихся? Это чревато потерей времени, а также не очень объективным подходом к выработке оценок.

 

Пункт третий. Дифференциация по сложности тестов с математики, украинского языка и литературы. Пожалуй, это нововведение можно назвать прогрессивным. Нет необходимости требовать от учеников, настроившихся поступать на химический факультет, писать сочинения, достойные пера украинских классиков, а от будущих лингвистов – доказывать теорему Ферма.

 

Пункт четвертый. “Устаревание” сертификатов ВНО. Практика, напоминающая собой истечение “срока годности” сертификатов, выданных после сдачи международных тестов на знание иностранного языка. Со временем знания ухудшаются, поэтому повторная сдача ВНО хоть и будет чревата лишними материальными тратами будущих абитуриентов, но это может подтвердить уровень их знаний. И волки сыты – и овцы целы.

 

Пункт пятый. Отмена тестирования по всемирной истории и мировой литературе. Трудно даже как-то прокомментировать эту новацию. И всемирная история, и литература – возможно, предметы не первой необходимости. Но зачем же их отменять? Если у человека есть желание сдавать – пускай сдает, нет желания – насильно мил не будешь.

 

Таким образом, какими являются эти нововведения – плохими или хорошими – однозначно сказать невозможно. Все будет зависеть от методики их реализации на практике и реакции на них выпускников.

 

Главным принципом же при этом должен оставаться принцип изобретателей: если хочешь сделать что-то хорошо, то делай это просто.

 

Тесты ВНО прошлых лет доступны для скачивания у нас на сайте.

 

 

Читайте також: Неоднозначність ЗНО.

Автор: Рямов Сергій Сергійович