Психология образования: советы 100-летней давности

Неоднократно говорилось о том, что все новое – это хорошо забытое старое.

 

В свое время французский исследователь и основатель социальной психологии Гюстав Лебон решил изложить свою точку зрения на систему образования, что и воплотилось в сочинение под названием “Психология воспитания”. Книга была написана в 1902-м году, но перевода на русский язык не существует и поныне.

 

Гюстав Лебон приходит к выводам, что все обучение того времени строилось преимущественно на простом запоминании знаний.

Учеников заставляют заучивать большое количество информации, наличие которой у ученика со временем проверяется системой заключительных экзаменов. Причем большая часть преподаваемых знаний, является бесполезной для последующей профессиональной деятельности выпускников.

Иными словами, ученики и студенты тратят слишком много времени практически впустую, изучая колоссальные объемы несущественных знаний, которые просто забываются ими за ненадобностью. Высшее и среднее образование не способствует развитию духовных способностей и навыков человека. При этом развивается только одна интеллектуальная черта человека – механическая память.

 

Такая традиция обучения сложилась во времена Средневековья, когда будущих монахов и церковных служителей обучали зубрежкой и многократным переписыванием религиозных текстов и трактатов, а также изучением латыни, на которой эти тексты были написаны. Затем выпускники обучали уже последующие молодые поколения теми же методами. При этом возникал своего рода порочный круг, который разорвать было очень и очень трудно.

 

К началу ХХ века в европейских университетах сложилась система экзаменов, на которых проверяли усвоенные за годы обучения знания. Студенты путем механического запоминания (в ущерб понимания материала и развития мышления) учились для экзамена как такового, а не для знания и умения.

Выпускники такой системы образования отгорожены от реальности стеной слов и вся сила ума выпускников приучена долгими годами обучения концентрироваться на словах и терминах, на теоретическом, оторванном от практики, понимании материала.

 

Улучшение качества образования осуществляется не изменением программ обучения, которые все базируются на запоминании, а изменением самих методов преподавания этих программ.

При этом необходимо делать упор на развитии конкретных навыков и умений, практических и опытных знаний, полученных экспериментальным, опытным путем самим учеником. При этом метод практичного усвоения знаний превалирует над абстрактным. Ученик сам видит, откуда берется тот или иной вывод. Критическое обучение при этом выходит на передний план, оттесняя догматы, которые излагались в учебниках без надлежащего подтверждения.

 

На основании этих выводов формулируется общий закон обучения, основанный на научном психологическом подходе: “Образование – искусство пропускать сознательное в бессознательное”.

 

То есть, все полученные знания и умения должны быть переведены в навыки – человек умеет и знает что-то, не задумываясь над этим и не вспоминая. При этом методы обучения должны основываться на ассоциациях, которые формируют искусственный приобретенный рефлекс, с помощью которого можно как привить полезные навыки, так и отучить от бесполезных привычек.

При этом истинной целью обучения необходимо считать развитие интеллектуальных способностей, таких как способность самостоятельно действовать, анализировать и размышлять.

 

В отношении предметов в системе среднего образования Лебон предлагает:

  • ·         по истории не загружать учеников огромным количеством дат и биографий, которые не имеют особенного значения, и очень быстро забываются. При этом необходимо сконцентрироваться на изучении главных результатов и продуктов деятельности цивилизаций: памятников архитектуры и искусства;
  • ·         по литературе не загружать учеников анализами сочинений и различных резюме к текстам, опустить истошное изучение грамматики и стилистики самих по себе, вне конкретных текстов произведений мировых классиков;
  • ·         в изучении иностранных языков необходимо сконцентрироваться на разговорной практике, проводить занятия только на иностранном языке, не акцентировать внимания на теоретическом изучении языка;
  • ·         в изучении математических наук начинать изучение с конкретного, и лишь потом переходить к абстрактному, поскольку ребенок не понимают сразу абстрактных, отвлеченных понятий;
  • ·         в физике и химии обучать учеников в основном в лабораторных условиях, давая им лично на опытах и экспериментах проверять действие законов природы, заключенных в абстрактные формулы.

Произведение Гюстава Лебона нашло живой отклик среди ряда ведущих стран мира, и помогло им качественно реформировать собственную систему образования.

Возникает вопрос: не пора ли и нам прислушаться к этим советам, которым уже больше сотни лет?

 

Читайте также: Стимул к обучению - похвала.

Автор: Рямов Сергій Сергійович