Различия в преподавании гуманитарных, точных и естественных наук

Неоднократно возникал вопрос насчет того, можно ли придерживаться единого, универсального подхода, преподавая дисциплины разного характера. Например, правильным ли является обучать иностранному языку или физике, применяя игровые формы занятий, или же необходимо для более полного усвоения материала излагать лишь сухую теорию, а затем знания проверять на практике.

 

Для того, чтобы попробовать найти ответ на этот вопрос, сравним различные методики преподавания – эвристическую и теоретическую. Эти теории названы совершенно произвольно, и каждый репетитор может их именовать по-своему, в зависимости от собственных  предпочтений.

 

Основная суть теоретического подхода к преподаванию – это изложения материала с последующей проверкой приобретенных знаний. Иными словами, при этом репетитор что-то рассказывает ученику, а затем ученик говорит репетитору, что он понял. Порой это напоминает механическое запоминание фактов, а не обретение знаний.

 

Эвристический же подход – это так называемое совместное изложения материала. При этом ученик может отвечать на наводящие вопросы, или же сам их задавать. Порой даже может возникать заинтересованность в самостоятельном освоении какой-то определенной темы. В данном случае репетитор выступает не в качестве наставника, но партнера по обучению. Если ученик сам найдет ответ на непонятный ранее вопрос, он, конечно, не воскликнет “Эврика!”, будто Архимед. Но само ощущения понимания, или же решения казавшихся неразрешимыми проблем, может способствовать дальнейшей заинтересованности в изучении предмета.

 

Различные дисциплины требуют различной системы обучения. Каких-то явных, ярко выраженных различий при изложении той или иной темы определенного предмета, выявить практически невозможно.

 

В то же время можно попытаться проверить, существует ли разница при преподавании разных наук. Да, она существует, поскольку иностранному языку, например, обучить, в принципе нельзя. Можно лишь создать нечто вроде базиса или фундамента, на который сам ученик в дальнейшем сможет опираться, приобретая новые знания. Причем эти новые знания порой могут иметь совершенно случайныйКубик Рубика характер, не имея между собой какой-то четкой логической взаимосвязи. Мы ведь обучались родному языку, не зная, как и почему это происходит. Употребление каких-то выражений в определенных ситуациях приобретается с опытом, но имеет подсознательную подоплеку, а не является обдуманным наперед сценарием поведения (то, что Людвиг Витгенштейн называл речевым актом).

 

Обучение точным и естественным наукам (для примера можно взять математику и химию) больше собой напоминает создания каркаса, скелета здания знаний, который в дальнейшем будет служить опорой для обучения. Ведь есть какие-то утверждения аксиоматического характера, на которых строятся более сложные, которые уже необходимо доказать. А уже эти гипотетические утверждения помогут изучать более сложный материал.

Именно на это необходимо обратить особое внимание при разработке программы обучения.

 

Читайте також: Методика підготовки до предметних олімпіад.

 

Автор: Рямов Сергій Сергійович