Навязывают ли учебные заведения “стандартное мышление”?

 

Учить уроки, знать наизусть грамматику или конспект, хорошенько повторять и подражать – вот забавная воспитательная система, где всякое усилие является лишь актом веры в непогрешимость учителя и ведет лишь к тому, чтобы нас умалить и сделать беспомощными.

(Жюль Симон)

 

В первом ряду идей, имеющих преобладающее значение в определенную историческую эпоху и обладающих силой, можно поставить в настоящее время следующую: образование в состоянии значительно изменить людей и непременно должно улучшить их, поскольку после приобретения навыков, умений и знаний они смогут совершенно по-новому взглянуть на окружающий их мир.

 

Правильно направленное и организованное образование может дать очень полезные практические результаты, если не в смысле повышения нравственности, то, во всяком случае, в смысле развития профессиональных способностей и повышения общего уровня знаний.

 

Но главным недостатком подобного рода образовательно-воспитательной системы является слишком стандартизированное изложение материала, причем система эта не претерпевает значительных изменений в течение длительных промежутков времени.

Интересным является другое – будет ли такой метод обучения и подачи информации несознательно формировать у учеников то, что весьма расплывчато именуется “стандартным мышлением”?

 

Попробуем дать определение этому понятию, исходя из того, какими чертами оно должно обладать. Для этого проделаем следующий мысленный эксперимент.

Мышление, которое подчиняется некоторым алгоритмам или шаблонам (без каких-либо отступлений), является таким, что если его обладателя поместить в непривычную для него ситуацию, адекватной реакции на решение поставленных перед ним проблем, не будет.

Иными словами, ученика готовят, что в будущем все знания, которые он приобрел в школе, помогут ему решать возникающие задачи и отвечать на поставленные вопросы. Если же ситуация будет отличаться от той, к которой ученика готовили, необходимо изменить ситуацию таким образом, чтобы она стала привычной. Или же стандартной.

 

Таким образом, возникает весьма любопытная логическая цепочка:

* преподаваемый материал * – полученные знания – подготовка к решению заданий – формирования “ожидаемой” ситуации – * стандартное мышление *

Фактически, материал в учебных заведениях преподается таким образом, что ученикам просто в дальнейшем необходимо механически воспроизвести алгоритм решения задания на контрольной работе или же продемонстрировать глубокие теоретические (заученные) познания во время устного ответа на экзамене. Инициатива приветствуется очень мало. Инициатива порой наказуема.

 

Система изложения информации, при которой ученикам необходимо лишь вновь изложить то, что они услышали или записали на уроке ранее, является наложением шаблона на мышление ребенка. И чем лучше ученик воспроизвел шаблон – тем выше отметку ему поставят.

Это и есть пресловутое “стандартное мышление”.

 

Для того же, чтобы мыслить нестандартно, необходимо хотя бы время от времени выходить за рамки того, что дают в школе. А для того, чтобы выйти за рамки – необходимо желание. И порой возникновение такого желания у ученика возникает именно с подачи частного учителя – репетитора.

 

 

Читайте также: Психология образование: советы 100-летней давности.

 

Читайте также: Стимул к обучению - похвала.

Автор: Рямов Сергій Сергійович