- Что это?

- Общие формулы.

- Зачем?

- Нам прежний профессор советовал иметь список общих формул и по нему решать частные примеры. Ведь не станете же Вы требовать, чтобы мы заучили на память все сорок общих формул.

 

Именно такой диалог произошел однажды между профессором математики одного из киевских университетов В. П. Ермаковым и его студентами.

Не стоит требовать от ученика досконального знания каких-то определенных теоретических основ – ведь именно этого старательно избегает каждый ученик. Лучше уж решить пример, чем показать (или вывести) алгоритм, с помощью которого этот пример решается. Знание теории – вот чего может бояться каждый учащийся. Естественно, теория является неотъемлемой частью практики, и практика без теории ничего не значит.

 

Проведение очередного занятия с учеником требует хотя бы какой-то определенной структуры, или же “сценария” – введения, краткого описания проблемы и ее решения, и только затем развязки (подведения итогов).

Попробуем разобрать каждый из этих этапов.

 

Введение – это описание темы, которой будет посвящен урок. Изложение может быть абсолютно свободным: историческая справка о той, либо иной проблеме, теоретическое изложение – все, что будет душе угодно. Главное – чтобы при этом ученик не потерял интереса к данному вопросу. Если не будет заинтересованности – не будет и результата. Постарайтесь “заразить” ученика тем, чем “больны” Вы. Ученик – это не сосуд, который необходимо наполнить знаниями, а факел, который стоит зажечь ими. Глядишь – он уже и всю округу подожжет…

 

Краткое описание проблемы – это, пожалуй, самое сложное. Вы можете повторять те рекомендации, которые излагаются в учебнике или в методичке. Но репетитор на то и репетитор, чтобы обучать не так, как обучают в школе. Классический школьный учебник построен по очень простой схеме: вначале излагается теория, и применение этой теории приводится на определенном количестве примеров, а затем ученику предлагается решить практические задания для укрепления полученных знаний. Но теория – это просто схема, которой необходимо следовать.

В случае занятия Вы не сможете, как бы не хотели, “вдолбить” все знания, которыми обладаете, в голову ребенка. Именно поэтому рассмотрение проблемы необходимо построить таким образом, чтобы не пришлось все время консультироваться со своими записями в поисках тех самых заветных “сорока формул”, каждая из которых будет применяться для решения конкретного примера или определенного задания. Главное – это попытаться научить ребенка “мыслить”, разнообразив занятия примерами, которые ученик может встретить в реальной жизни. Чем проще и “ярче” пример, тем легче будет обучить ребенка. И эти же примеры будут способствовать процессу запоминания и укрепления навыков.

 

Последнее – это подведение итогов. Если занятие заинтересовало ученика, то можно ему самому предложить сделать вывод. И уже по тому, как ученик приводит те, или иные формулировки рассмотренного вопроса, репетитор может сам, со стороны, судить, насколько эффективно был проведен урок. Не стоит быть суровым наставником, знания которого воспринимаются на веру. Необходимо построить занятие таким образом, чтобы ученик ощущал себя первооткрывателем, а репетитор выступал для него лишь помощником.

 

Eine ist keine – такие слова приводятся в одном из произведений чешского писателя Милана Кундеры. Однажды – значит никогда. Не стоит проводить занятие так, чтобы из однажды проведенного оно превратилось в такое, которое никогда не повторится.

 

Читайте також: Методика підготовки до предметних олімпіад.

Автор: Рямов Сергій Сергійович