Стимул к обучению: похвала как метод кнута и пряника

 

Талант – это родник, несущий все новые воды. Но этот родниктеряет ценность, если им пользоваться неправильно.

(Людвиг Витгеншейн “Культура и ценность”)

 

Как показали различные исследования, более успешными являются те дети, которые ориентированы на взаимодействие с внешним миром. Те же, кто ориентирован на себя (или попросту замкнут в себе), будут менее успешны в жизни, и в подавляющем большинстве случаев ничего не достигнут.

Вначале кажется, тут нет ничего необычного, но родители в повседневной жизни воспитывают детей, делая их более закрытыми.

Давайте подумаем, что для ребенка является мощным стимулирующим фактором? Логичным ответом будет: похвала. Ребенок отзывается на похвалу взрослых, начинает изменять свое поведение, чтобы эту похвалу заслужить – и сделать родителям приятное.

 

Однако принципиальное значение имеет то, каким образом родители хвалят ребенка.

Допустим, ребенок успешно выполнил в школе контрольное задание и получил "отлично". Вот он пришел домой и рассказал об этом маме с папой. Как, какими словами они его похвалят? В большинстве случаев они скажут "Молодец, умница, прекрасно!"

На что направлена эта похвала? Такая похвала направлена на выделение личных способностей ребенка. Мы, таким образом, как бы говорим ребенку: ты талантлив и умен.

Необходимо же сосредотачивать внимание детей на прилагаемых усилиях, а не на их талантах и способностях.

Только похвала их усилий, затраченных на выполнение трудного задания, позволит им понять, что дело не в их личных качествах, а в том труде, который они вложили в дело.

 

В случае, когда ребенок принес домой "отлично" нужно было бы сказать примерно следующее: "Молодец, ты хорошо поработал и заслужил эту оценку!"

Почему это так важно? Причина в том, что каждый из нас неизбежно совершает ошибки. Ребенок тем более – мы все на них учимся.

Если совершает ошибку ребенок, которого хвалили за совершаемые им усилия, то он понимает, что дело в том, что в данном случае он не сильно постарался и не приложил достаточного количества усилий для достижения определенной цели. Но при этом ребенок понимает, что ум, сообразительность, находчивость и другие качества – это не есть что-то раз и навсегда заданное. Все это можно развить и дело только в его личных усилиях.

 

Если ошибку совершает ребенок, которого хвалили за то, что он умный, то он неизбежно несознательно приходит к заключению: "Я не так уж умен, как все думают".

Для такого ребенка умственные способности не являются итогом его работы. Они для него как бы заданы раз и навсегда (спасибо матери с отцом). И, как ребенку кажется после совершения очередной ошибки, увы, не так высоки, как в этом его пытаются уверить родители, говоря, что он "умница".

Таким образом, у детей, которых хвалят за усилия, и у детей, которых хвалят за способности, формируется принципиальное разное отношение к интеллекту.

 

 

Те дети, которых хвалят за их усилия, считают, что интеллект гибок – его уровень можно повысить, если приложить достаточные усилия. Те дети, которых называют умницами и талантами, подчеркивая их способности, а не их усилия, начинают считать интеллектуальные способности неизменными. Они считают, что можно узнавать что-то новое, но стать умнее, чем заложено от рождения, нельзя.

 

Видный американский психолог С. Дуэк провел в 1999-м году масштабные исследования и действительно выявил эти две большие категории людей. Дуэк получил важный результат своих исследований: те, кто рассматривает интеллект как неизменную, постоянную  величину, гораздо сильнее боятся потерпеть неудачу. В результате они становятся пассивными, они стараются обходить стороной реальные проблемы, в ходе преодоления которых могли бы выявиться их ограниченные умственные способности.

И ведь это логично: ведь если они уверены в том, что повысить уровень интеллекта все равно нельзя, то лучше не искушать судьбу. Они выбирают задачи попроще, а если им предлагаю сложные задачи, то они сдаются гораздо быстрее, чем те, кто обладает таким же уровнем интеллекта, но считает, что интеллектуальные способности поддаются развитию.

 

Те же, кто считает интеллект развиваемым качеством, ведут себя иначе. Они ставят перед собой сложные задачи и пытаются развить свои способности. Если они терпят неудачу, то не сдаются, а прилагают еще больше усилий или пытаются найти альтернативную стратегию.

Но дело не ограничивается одним только интеллектом и решением задач.

Психолог Мартин Селигман, опрашивая студентов, обнаружил, что вера в то, что неудачи могут быть преодолены благодаря усилиям, делает людей оптимистами. Такие люди ставят себе высокие цели, много добиваются, занимаются собой и для них характерен позитивный взгляд на жизнь и трудности в целом.

 

 Читайте также: Семь советов по подготовке к ВНО

Автор: Рямов Сергій Сергійович