Учитель – это звучит гордо. Или нет?

Учитель – это не профессия, это призвание. Такое выражение является своего рода аксиомой, которая принимается всеми и вся на веру. Да, верно, профессия учителя или преподавателя очень часто требует от человека, ею занявшегося, самоотдачи и порой очень напряженной работы. Причем специфика этой работы состоит в том, что необходимо быть не только специалистом в определенной сфере знаний, но и быть в состоянии передать навыки и умения ученикам.

 

Плох тот ученик, который не хочет превзойти своего учителя. Но для этого учитель сам должен побудить ученика к такому стремлению, иначе ничего не получится, и время будет попросту потрачено впустую.

На сегодняшний день необходимо пересмотреть устаревшие взгляды на профессию учителя, немного видоизменив их согласно специфике нашего времени. Граница между учебным процессом, наукой как таковой и обыденной жизнью постепенно стирается. Этому способствуют, по крайней мере, два фактора: во-первых, это информатизация общества с использованием все большего количества электронных устройств, которые облегчают доступ к информации; во-вторых, процесс акселерации, или же “ускоренного взросления” молодых поколений. Эти два фактора являются взаимно поддерживающими – иногда ученики сами могут чего-нибудь новенького научить своего учителя, используя то, что они нашли во Всемирной Паутине.

 

Если ранее главной функцией учителя было донести до учащихся какой-то определенный материал, или же определенный алгоритм решения задания, то сегодня ученик все может найти это сам, используя свободный доступ к информации (при этом все меньше людей пользуются услугами библиотек, и все больше используют электронные источники).

Так каким же образом сегодня меняется “миссия” учителя (или репетитора)?

 

Попробуем немного поиграть в слова. “Учитель” происходит от слова “учить”. Следовательно, учитель учит ученика. Чему он учит ученика? Допустим, какому-то предмету. Учитель учит ученика математике (или химии, физике…).

А что, если немного видоизменить предложение?

 

Учитель учит ученика учиться.

Звучит странно, коряво, и даже ухо режет.

Но если вдуматься, то в этом есть определенный raison d'être. Если ранее главным предназначением учителя было донести определенные знания, а затем их проверить, то теперь главной его целью можно назвать заложение у ученика навыков и способностей к самостоятельному обучению, которое может стать инструментом для формирования целостного образа мышления, аналитических способностей и творческого потенциала человека. Нет необходимости все время стоять над душой у ученика, отслеживая ошибки, и указывая на них. Если ученик “научится учиться”, то он самостоятельно, без посторонней помощи сможет исправлять ошибки, и на каком-то подсознательном уровне даже избегать их.

 

Пусть это будет не сразу, и для этого понадобиться достаточно много времени. Но потом, когда уже все эти способности будут учеником приобретены, получение новых знаний не будет напоминать собой разрозненные кусочки мозаики, разбросанные капризным ребенком, где попало. Это будет целостный паззл, в котором каждый элемент займет положенное ему место.

 

Читайте также: Индивидуальное преподавание и преподавание в группах.

Автор: Рямов Сергій Сергійович