Индивидуальное преподавание и преподавание в группах: коренные отличия

 

Система высшего и среднего образования, существующая в странах бывшего Советского Союза, базируется на преподавании большим группам людей. Если выразиться по-другому, то учитель или преподаватель одновременно имеет дело с классом или академической группой количеством примерно от двадцати до сорока человек. И это в лучшем случае. Порой бывает, что людей, которым необходимо преподавать материал, набирается невообразимое количество, и уделить внимание каждому попросту невозможно.

 

Занятия с репетитором же проводятся в формате tête-a-tête, когда ученик полностью находится в распоряжении репетитора, а репетитор уделяет все свое время и знания лишь одному ученику.

 

Попробуем выяснить, какие отличия существуют в этих двух форматах обучения, и какие преимущества и недостатки имеет каждый из них.

Во время группового обучения люди, которым преподается определенный предмет или дисциплина, являют собой вначале полностью безликую массу. И лишь со временем, когда преподаватель уже ознакомится (хотя бы частично) с каждым из них поближе, вся группа (или класс) делится на несколько меньших подгрупп. Главным критерием деления, естественно, является уровень знаний или способности ученика или студента. Иногда эта градация приобретает несколько странный характер: складывается впечатление, что лекции читаются преподавателем лишь для тех учащихся, которые ранее проявили изрядное рвение при усвоении материала, остальные же ребята при этом остаются “в стороне”.

 

Еще одним фактором, на который необходимо обратить внимание, является конкуренция. Да, конкуренция практически всегда влияет на участников учебного процесса положительно – каждый хочет доказать и самому себе, и остальным, что он “лучше” других и знает больше. Но опять же – такая конкуренция будет проявляться скорее всего в тех группах, в которых большое количество отличников, но не в тех, где учащиеся хотят получить “хотя бы троечку”.

 

Индивидуальные занятия, которыми без преувеличения являются занятия с репетитором – это кардинальная противоположность групповых занятий, которые проводятся в школах, лицеях, институтах или университетах. Ученик сам заинтересован в том, чтобы учиться, поскольку: а) родители платят за это деньги сразу после каждого проведенного занятия, или наперед; б) уровень знаний, который необходимо приобрести во время занятий, влияет на оценки в школе и на средний балл аттестата; в) такие внеклассные занятия являются в некоторых случаях фундаментом для более легкого поступления в высшее учебное заведение.

 

Занятия с репетитором часто носят менее формальный характер, чем школьные уроки, и поэтому не порождают такой психологический напряженности, как, например, плохая отметка, выставленная в классный журнал за невыполненное домашнее задание. Если же репетитор может заинтересовать ребенка в том, чтобы он сам изучал предмет, узнавал что-то новое, ранее неведомое, это может стать своего рода трамплином для дальнейшего усвоения материала.

 

Таким образом, индивидуальные занятия, к которым в последнее время все чаще прибегают родители учеников, могут быть названы “скорой помощью”, к которой обращаются в том случае, если коллективные занятия в школе или университете не приносят желанного результата.

 

Если для примера взглянуть на западные образцы образования, то можно заметить, что достаточно часто группы для занятий формируются из небольшого количества человек – примерно, от пяти до десяти. Таким образом, устраняется “обезличивание” каждого учащегося и внимание учителя между учениками распределяется примерно поровну.

Было бы интересно провести анонимный опрос среди учеников школ – с кем им более комфортно заниматься: в школе с учителем, или дома с репетитором?

 

Читайте также: Различие в преподавании наук

Автор: Рямов Сергій Сергійович