Зарубежный опыт стандартизации образования

При выборочном использовании зарубежных средств, повышающих качество образования, необходимо учитывать специфику украинского менталитета и соответственно этому решать поставленные цели.

Еще один важный момент, на который стоит обратить особое внимание – это экономические и финансовые ресурсы страны, которые имеются в наличии.

 

Это связано, в первую очередь, с тем, что реформы западной системы образования зачастую требуют значительных инвестиций – обусловлено тем, что в обучении применяется все больше и больше новых технологических средств, способствующих лучшему усвоению знаний, а учащиеся очень часто приобретают эти знания дистанционно.

Такая система полностью отвечает сегодняшним реалиям и снимает проблему субъективной оценки учащихся учителем.

 

Обычно в самых типичных зарубежных стандартах выделяют шесть областей знаний. Это  чтение, письмо, языковая компетентность (разговорная речь), обществознание, математика и естествознание. Обособленно выделяют компьютерную грамотность – но не в качестве отдельной дисциплины, а как инструмент для обретения навыков и умений по перечисленным шести предметам.

 

Для украинской системы образования исключительный интерес представляют новые зарубежные подходы к подаче материала в каждой предметной области, направленность содержания образования, а также подбор учебных материалов для изложения научных дисциплин.

 

Такой процесс структурирования обучения упрощенно можно назвать стандартизацией обучения. При этом стандарт четко определяет цели обучения, формирует набор специфических навыков и знаний, которыми учащиеся должны овладеть в процессе учебы.

Стандарт образования отражается на качестве образования страны и, как следствие – на ее экономическом состоянии. Поэтому стандарты за рубежом обновляются с интервалом, примерно, каждые восемь-десять лет.

 

Существует четыре главных модели развития стандартов образования:

 

Первая. Изучение чужого и международного опыта, его пробная адаптация к национальным требованиям и специфике, попытки частичного внедрения.

 

Вторая. Полное или же частичное копирование чужого опыта стандартизации образования на одном или нескольких предметах.

 

Третья. Модель имитации. Национальные стандарты образования внешне соответствуют международным стандартом, но внутренняя “наполненность” при этом сильно отличается.

 

Четвертая. Модель модернизации – национальные стандарты системы образования реформируются с учетом опыта других стран, а также специфики национального менталитета нации, где эта модель применяется.

 

При реформировании образовательных систем за рубежом особое внимание уделялось не только целям и собственно функционированию образования как такового. При этом также повышалась роль самого учащегося в организации и получении своего образования, а роль учителя видоизменялась.

 

Учитель в этом случае не “учил”, а “учил учиться”, как бы парадоксально это не звучало. Иными словами, он не был источником материала, который ученик должен был запомнить, а затем механически воспроизвести. Учитель прививал навыки и механизмы, которыми бы ученик затем с успехом мог пользоваться для получения все новых и новых знаний, и сведения этих знаний в целостную структурированную систему.

 

Таким образом, необходимо не только слепо копировать внешнюю структуру стандарта обучения, но и пересматривать смысловую наполненность каждого отдельно взятого элемента образовательной системы.

Ведь целое всегда больше, чем сумма частей, его составляющих.

 

Читайте также: Учитель - это..

Автор: Рямов Сергій Сергійович