Битва под Пилявцами. Начало второго этапа Национально-освободительной войны Б. Хмельницкого

Установленное 2 июня 1648 года перемирие между Речью Посполитой и войском Запорожским было быстро нарушено поляками. Впрочем, ситуация для них только усложнялась. Жители Центральной Украины и Восточной Беларуси активно поддерживали восставших, присоединялись к ним и, пусть и стихийно, поддерживали успех восстания. За лето 1648 года от шляхтичей была освобождена вся южная и восточная Беларусь, а также все Надднепровье. В результате первых военных успехов казаков Речь Посполита де-факто лишилась военного присутствия на этих землях, и даже слабовооруженные отряды вчерашних крестьян достигали значимых успехов.

В самой Речи Посполитой шляхта не была единой в вопросе борьбы с Хмельницким. Ввиду пленения обоих коронных гетманов коронным войском руководил триумвират – Д. Заславский, известный своей любовью повалятся в постели, Н. Остророг, имевший три высших образования, но абсолютно не имевшего военного опыта, и А. Конецпольский, которому на тот момент было всего 28 лет. По их ключевым характеристикам Хмельницкий шутливо называл их «Перина, латина и дитина».

Среди польского командования не было единства, кроме единственного момента – для сокрушения казаков нужно привлекать ядро коронного войска, основную его часть. В сентябре 1648 к землям, которые контролировали казаки начали стягиваться огромные польские силы – до 50 тысяч войска, включая немецких наемников, и до 40 тысяч «челяди» - обслуживающей армию и поход бедноты. Хмельницкий принял решение дать генеральное сражение, и двинул в район Староконстантинова 30-ти тысячное войско, к которому непосредственно перед битвой присоединилась 4-тысячная татарская конница.

 

В районе села Пилявцы обе армии расположились друг напротив друга по обе стороны реки Иква.  Казацкое войско предварительно укрепилась в районе плотины через реку. Утром 11 сентября 1648 года с яростной конной атаки на эти укрепления польская армия начала битву под Пилявцами.

Собственно, в первый день польские части смогли занять плотину и переправится на другую сторону речки Итва, планируя на второй день штурмом взять казацкий лагерь. Но их растянутость и усталость сыграли решающее значение – на второй день битвы казаки отвоевали плотину, и на третий день битвы, 13 сентября, перешли в решительное наступление, чему способствовал подход татарской конницы. Крайне важным фактором успешного наступления казаков было применение раннее завоеванной у поляков артиллерии. Казаки медленно, но уверенно перебрались на другой берег реки, и когда стало очевидно, что полякам не удастся отбросить их обратно, поляки стали отступать по всем направлениям.

Польское командование, предвидя поражение, приняло решение организованно отступать лагерем, но, не сумев качественно организовать процесс отступления, получило паническое бегство польских частей. Собственно 14 сентября казаки скорее догоняли убегающих поляков, нежели вели сражение. Итогом битвы стало полное уничтожение польского войска и пленение его передовой, самой опытной половины (до 40-ка тысяч человек). Потери казаков составили не более 3 тысяч человек. Также казаки захватили всю артиллерию – 92 пушки, и колоссальный обоз общей стоимостью до 7 миллионов злотых!

Итогом битвы стало временное отсутствие польского войска как организованной силы. Сила восставших ежедневно росла, войска Хмельницкого по некоторым данным к этому моменту выросло до огромной цифры - более 100 тысяч человек! Это быстро привело к освобождению Подолья и Волыни, а также создало предпосылки для последующего освобождения Западной Украины и её центра – Львова.  

Рейтинг:5 з 5

На основі відгуків 1 користувачів

Автор: Ярослав Б.

Редакція не несе відповідальності за наповнення блогів, вони є персональною думкою автора

Потрібен репетитор?

Обирай кращих викладачів на сервісі Букі!

Інші статті викладача

Реєструйся репетитором на BUKI!

Безкоштовна реєстрація за 10 хвилин

Заняття персонально чи по Skype

Оплата напряму від учня

Також читайте розділ «Блоги репетиторів»:

8 принципів роботи мовленнєвого терапевта (логопеда) в роботі із СДУГ, РАС, дислексія

Оскільки все більше з’являються запити на роботу із дітьми із СДУГ/РАС/дислексією тощо, в роботі спеціалісти логопеди повинні знати та використовувати принципи підтримки нейрорізноманіття.

Автор: Юлія К.

Схема хімічної реакції є, а з коефіцієнтами повне розчарування?

Перетворимо схему хімічної реакції з відомими продуктами, додавши відповідні коефіціенти

Автор: Анна Г.

Вивчати мову в мовному середовищі чи ні: проблеми з якими можна стикнутися

В статті розглядаються найпоширеніші труднощі, з якими стикаються новачки, які переїжджають в іншу країну з бажанням вивчити мову

Автор: Карина К.

Ефективна підготовка до TOEFL: ключові кроки

Ключові стратегії у підготовці до міжнародного іспиту TOEFL iBT

Автор: Світлана К.

What's the difference between BIG and LARGE, SMALL and LITTLE?

В англійській мові є два прикметника маленький та великий. В цій статті описується загальне правило вживання цих прикметників та їх відмінності.

Автор: Світлана Д.

Інші новини:

Вивчаємо синтаксис: розбираємо речення за членами й робимо його синтаксичний розбір

Вивчаємо синтаксис: розбираємо речення за членами й робимо його синтаксичний розбір

11.02.2024

Готуємося до весняних свят: привітання і сценарії для 8 березня в школі

Готуємося до весняних свят: привітання і сценарії для 8 березня в школі

09.02.2024

Цікаві позакласні заходи до Дня народження Тараса Шевченка

Цікаві позакласні заходи до Дня народження Тараса Шевченка

01.02.2024

Як вступити на дизайн в 2024 році

Як вступити на дизайн в 2024 році

31.01.2024

;