Сегодня поговорим об особенных детях, которые видят реальность не так как все, для которых выражение «ну, тут же черным по белому написано» ничего не значит. Да, сегодня о них, о дислектиках.
Если вы пороетесь на просторах интернета, то определенной методики как таковой не сможете найти, которая б просто стопроцентно облегчила жизнь для этих особенных детей на уроках иностранного языка. И все ж стоит отметить, что с опытом многие преподаватели вывели множество приемов, которые помогли б этим особенным ученикам овладеть иностранным языком не хуже других.
Хотя дислексия и является одной из распространенных проблем обучения , которая связана с затруднениями в овладении навыками чтения и письма не только на иностранном, но и на родном языке, она все ж не является приговором. Трудности в овладении данными навыками имеют неврологическую подоплеку и не являются показателем общего интеллектуального уровня ребенка. Исходя из этого, я даю на уроках таким деткам тот же материал, что и другим ученикам группы, только применяя дифференцированный подход. То есть, стараюсь убрать задания повышенной сложности или сократить обьем.
Задача учителя помочь преодолеть страх ошибиться, перепрыгнуть через «языковой барьер», поверить в себя. В этом помогают мимика, жесты и эмоциональный посыл учителя, а также метод широко известный как метод ассоциаций.
Этот метод хорош тем, что здесь не существует навязывания стереотипов и своего мнения, для дислектика создается хороший «временный коридор» для обдумывания своего ответа, пока другие ученики высказывают свое мнение, нет правильных и неправильных ответов. Вследствие этого, повышается креативность, усиливается интерес к учебному процессу, активизируется познавательная деятельность. Данный метод применим на разных этапах как занятия, так и изучения темы. Например, если построить ассоциограмму в начале урока, так мы активизируем интерес к самой теме урока. Ученики могут тему вывести самостоятельно, учитель ж только записывает предложенные варианты на доске. Если ж мы хотим активизировать механизмы памяти, возможно применить ассоциации на этапе закрепления материала.
Так как ученики с трудностями в обучении имеют также трудности в запоминании, то данный метод очень помогает им в данном процессе.
Ниже хочу привести несколько примеров, которые вы можете применять на своих уроках в рамкакх метода ассоциаций:
- Ассоциативная цепочка
Учитель может задать первое слово и каждое последующее слово должно быть связано по смыслу с предыдущим или это может быть заранее подготовленная лента из понятий с пробелами и ученики самостоятельно заполняют ее
- Символизация
Данный метод представляет собой применение символов для обозначения тех или иных понятий. Например, лучшему запоминанию слов служат наглядные карты. Данный метод хорош на этапе ввода новых лексических единиц по теме или для отработки орфографии, где орфограмма может изображаться в виде любого хорошо запоминающего символа, например, буква «О» изображается в виде смайлика. Учитель может использовать готовые наборы карт для обозначения той или иной лексики, далее ученики изготавливают свои ассоциативные опорные карты.
Как мы можем облегчить дислектику прохождение курса иностранного языка?
Во-первых можно попробовать адаптировать курс, разбив его на маленькие части или увеличив время , которое дается на изучение оределенной темы, так как ученикам с дислексией тяжело усваивать большие обьемы информации и времени на запоминание он тратит на порядок больше.
Во-вторых, следует создать определенную коммуникационную среду, замедляя свой темп речи и проговаривая слова четче. Также очень важно выстраивать последовательный процесс обучения, озвучивая все, что будет происходить на уроке сегодня и на следующих занятиях.
И напоследок, хочется отметить, что не только для дислектиков, но и для остальных ваших учеников очень важно, чтоб освещение было достаточным, температура не повышенной и уровень шума не зашкаливал, а ваш преподавательский позитивный настрой и любовь к своему делу передавались ученикам, позитивно влияя на их мотивацию к обучению и самооценку в целом. Успехов!