Исполнительское мастерство профессионального музыканта определяется, прежде всего, качеством самостоятельной подготовки. Главной целью ученика является приобретение технологических навыков. Это, прежде всего, качество тембра звука и интонирования, пальцевая техника и техника дыхания, чувство ритма и метра, ладовая техника и владение стилями, штрихами и ровными приемами игры. Все эти навыки приобретаются учащимися в процессе самостоятельных систематических занятий.
Большое значение имеет прослушивание игры лучших исполнителей академической и джазовой музыки. Прослушивание музыки является главным источником воспитания эстетического вкуса, побуждает ученика к подражанию таким исполнительским аспектам, вызвавшим в его душе восторг. Это может быть красота звука, своеобразие штриха, бендировка нот, фразировка, неординарное мышление в импровизации и др.
Результат такого восприятия музыки вызывает желание у ученика повторить услышанное на инструменте через транскрипцию прослушанного произведения. Для выполнения транскрипции, необходимы навыки сольфеджио, без которых, кстати, невозможно обходиться в исполнительской практике, пытаясь овладеть интонированием более досконально. Овладение джазовыми стилями лучше будет осуществляться в работе над транскрипциями известных исполнителей.
В самостоятельной работе над техническим материалом ученик должен определить критерии качества, которые удовлетворят его. Уровень требований устанавливается преподавателем или представлениям самого ученика о желаемом результате и методах его достижения.
Система усвоения исполнительских навыков, что, собственно и представляет собой обучение, имеет сложную структуру, при рассмотрении которой выяснится, что играющий во время игры может мысленно контролировать почти семь психологических параллелей. Таков мир человеческой психики.
Возможность контролировать несколько исполнительных аспектов одновременно определяется психологическими способностями ученика. Сочетание психологических и музыкальных способностей может иметь различные пропорции у разных людей. Поэтому не каждый человек может достичь вершин исполнительского мастерства.
Развитие способностей – очень длительный процесс, который может осуществляться на должном уровне или через осознание. Осознанное развитие способностей сокращает его продолжительность. Во время многократного повторения в посильном темпе отдельных эпизодов, имеющих аппликатурные, амбушюрные, ритмические и другие проблемы, – нарабатывается привычка играть с желаемым результатом. Неудобные аппликатурные сочетания и различные исполнительские факторы постепенно переходят в удобные. В дальнейшем эта привычка становится рефлекторной и переходит на подсознательный уровень контроля, давая сознательному контролю решать последующие проблемы, которые никогда не иссякнут, поскольку прекрасному нет предела.
Очень важно определить предельный темп, в котором будет совершенствоваться исполнительская техника. Если играющий не успевает мысленно сопровождать каждый звук, оценивая его по исполнительским проблемам, подлежащим контролю, – это свидетельство того, что темп для него слишком быстрый. Очень медленный темп также добавляет различных трудностей как физиологических – ограниченное время выдоха, физическая усталость амбушюра, так и психологических – теряется способность концентрации внимания пропорционально увеличению времени звучания. Поэтому эпизод, который прорабатывается, целесообразно сначала играть без метронома с тяжелой или относительно тяжелой доли такта, повторяя несколько раз в таком темпе, что позволит ему звучать без ошибок, постепенно приближаясь к желаемому темпу упражнения или произведения с метрономом.
Музыкант должен играть технический материал, демонстрируя свои возможности в том темпе, что позволяет обходиться без ошибок, не теряя качества. Учитывая то, что все виды упражнений должны быть сыграны в темпе гаммы, нужно постепенно доводить изучаемое упражнение к такому темпу. Для каждого этапа более быстрого темпа достаточно повторить упражнение три раза, не допуская ошибок. Если не получается исполнение без ошибок, можно допустить не более трёх незначительных ошибок с последующим их сокращением в течение всех трёх проигрываний. Во время отработки упражнений в более медленном темпе с последующим его увеличением необходимо стараться осуществить умозрительный контроль, концентрируя внимание на решении выявленных проблем. Осуществление такого контроля будет давать преимущество по сравнению с «механической» игрой упражнений.
Практика таких занятий требует от ученика много терпения и настойчивости. Эти качества не будут труднодоступными, если музыкант будет чувствовать потребность в такой работе, получая удовольствие от результата.