Как построить индивидуальный урок хореографии или фитнеса

Вы (как наблюдательный педагог или внимательный ученик) наверняка замечали, насколько отличается физиология разных людей? Кто-то стройнее и гибче, кто-то стройнее и крепче, кто-то мягче и плавнее, а другой крепкий, сильный и прямолинейный.

Также можно обнаружить полобное различие в фокусировке восприятия, характере, ценностях.

Как педагог или ученик — вы имеете набор своих качеств. И это необходимо учитывать в процессе работы с клиентами/тренерами:

• Учитель должен внимательно прислушаться к запросу ученика, раскрыть его сильные стороны и зоны роста, внимательно наблюдать за реакцией на происходящее (чаще невербальной) и самочувствием своего клиента;

• Ученику следует понимать, что у педагога свои профессиональные ценности, опит и приоритеты.

Шаг навстречу друг другу состоит в том, чтоб первому подстроить свой багаж знаний под потребности клиента, а второму — прислушаться к опыту педагога. 

Так как же подбрать правильный режим тренировок?

Общий для всех уроков хореографии, физического воспитания и спорта принцип построения такой:

• Разогрев (разминка);

• Силовые, станические, аэробные функциональные нагрузки, развитие гибкости и пр. (в зависимости от задач);

• Расслабляющая растяжка* (заминка).

То, каким будет состав тренировки, зависит от задач занятий: цели ученика и виды спорта/хореографии, которыми он занимается. 

Уже на первом этапе стоит внимательно отнестись к тому, правильно ли ученик чувствует своё тело, понимает ваши инструкции и насколько эффективно может их выполнять. 

Следить за темпом, постановкой тела, дыханием. Не перетруждать, не давать "эффектных" упражнений. Стоит лишний раз разъяснить, показать, помочь ухватить суть упражнения, а не гонять ради капель пота (а ведь утомляются и "потеют" люди тоже по-разному).

Далее, в по мере полученной информации расставляются акценты: укрепить гипермобильные, неконтролируемые суставы и мышцы; расслабить и освободить зажатые суставы и мышцы. Возможно, что одна группа мышц или пояс кнечностей развиты хорошо, но следует уделить внимание корпусу или другим конечностям:

• Если прогнута поясница и/или грудной отдел завален назад, необходимо укреплять пресс, широчайшую мышцу спины и косые мышцы корпуса;

• Если голова и плечи завалены вперед, необходимо укрепить грудную, дельтовидную и трапециевидную мышцы, укрепить и растянуть шею;

• Спина "знаком вопроса" исправляется за счет укрепления пресса и диафрагмы, освобождения грудного отдела и поясницы, укреплением мышц спины;

• Слабые коленные суставы стабилизипуются укреплением ягодичных, бедренеых мышц, мышц голеностопа и т.д.

При этом более доступные упражнения отрабатываются быстрее, в сторону усложнения.

Потом, в зависимости от пожеланий и особенностей ученика, нужно скомпоновать вторую группу упражнений: 

все виды нагрузок должны присутствовать, посколько одна дополняет другую, но больше внимания уделять:

1. Необходимому для оптимального результата;

2. Тому, о чём просит клиент.

Именно в таком порядке приоритетности, ведь ученик скорее всего не знает или не осознает всех "подводных камней".

Учащемуся же следует доверять своему учителю: тот его выслушал, оценил уровень подготовки и предлагает именно то, что приблизит к заветной цели (!) безопасно и даже с пользой (!!!).

При этом скучно и нудно делать не следует: юмор, позитивное настроение и доброжелательность никогда не были лишними. Также ученику нужна мотивация для того, чтоб делать что-то, цели чего ему ещё не ясны.

А чтоб стали ясны, стоит объяснять, мотивировать и вдохновлять примерами ненавязчиво (последнее как раз очень важно); найти слова и методы, понятные конкретно этому человеку.

Любой комплекс предполагает чередование нагрузок так, чтоб какая-то группа мышц или "сторона" отдыхала или поддерживала, когда другая в активной работе.

На начальных уровнях так или иначе напряжено всё, ведь для удержания осанки и концентрации нужно много ресурсов. Потому период активных действий стоит аккуратно разбавлять объяснениями. Однако, слишком расхолаживать процесс теорией тоже не стоит — это не лекция.

Более сложные комбинации упражнений стоит строить так, чтоб нагрузка смещалась на разные группы мышц в адекватном порядке: переутомление в какой-то области недопустимо, ведь это колоссально снижает уровень эффективности.

Как в спорте так и в хореографии очень виден этот принцип в грамотно выстроеных тренировках/классах, блоках упражнений, отдельных комбинациях. Подробнее этот вопрос можно исследовать в методических пособиях, записях уроков или мастер-классов.

В то же время, каждую тренировку можно делать тематической: акцентировать ту или иную группу мышц, давая на неё определкнные виды нагрузок (или их комбинации).

Дополнительно можно вводить различные режимы: повторение подходов, "дроп-сеты", круговые тренировки, работа на скорость и время. Каждый режим имеет свои бонусы эффективности — это такде диктуется особенностями запросов вашего подопечного.

По мере роста уровня ученика допустимо усиливать акцент на выносливость: до адекватного уровня утомлять мышцы и связки всех групп — именно на этой грани возможного рождается прогресс.

Постепенно можно усложнять процесс обучения и утяжелением, эспандерами, вводить палтцевую технику в хореографии или необходимые узкоспециальные комплексы упражнений.

О гибкости стоит упомянуть отдельно, ведь вокруг этой темы больше всего споров, разочарований, травм и слёз:

• Нельзя "рвать" мышцы и связки — для этих целей есть расллабление при выдохе и действие гравитации/инерции, а качественный разогрев и утомительное занятие усилят эффект;

• Нельзя ещё больше дестабилизировать слабые колени, поясницу и локти — отрицательный угол в коленях и локтях крайне опасен при нагрузках, а поясница одна из первых попадает под удар при выгибании спины назад;

• Все упражнение нужно делать методически правильно, не позволяя сильно упорно рваться к иллюзорным эффектным результатам (но всё ещё не унижая энтузиазм вашего клиента).

Также всегда надо помнить про осанку.

Элементами расслабляющей "растяжки" стоит заканчивать любые тренировки, чтоб привести в норму пульс, дыхание и свои мысли :)

Не лишним будет измерение давления и пульса до и во время тренировки; имеет смысл наблюдать за влиянием погодных условий на вашего клиента; следить за его настроением, моральным и физическим состоянием, приспосабливая нагрузки и свое поведение к данным нюансам.

Нужно обязательно спрашивать о самочувствии и впечатлениях от проделанной работы на следующий день после заниятия, чтоб клиент чувствовал ваше сопровождение, заботу о его прогрессе и комфорте.

Рейтинг:5 з 5

На основі відгуків 1 користувачів

Автор: Катерина К.

Редакція не несе відповідальності за наповнення блогів, вони є персональною думкою автора

Потрібен репетитор?

Обирай кращих викладачів на сервісі Букі!

Інші статті викладача

Реєструйся репетитором на BUKI!

Безкоштовна реєстрація за 10 хвилин

Заняття персонально чи по Skype

Оплата напряму від учня

Також читайте розділ «Блоги репетиторів»:

Лексичні помилки на ЗНО: Підготовка та запам'ятовування

З цими практичними порадами та стратегіями ви зможете ефективно вивчити лексику та підготуватися до успішного складання ЗНО з української мови.

Автор: Ірина З.

Різниця між синтезатором, акустичним піаніно та MIDI- клавіатурою

Перед тим, як почати займатися фортепіано, дуже багато учнів хочуть придбати інструмент, але не знають різницю між ними і просять допомоги при виборі. Тому хочу трохи обговорити цю тему.

Автор: Юлія А.

Як відрізнити Present Simple від Present Continuous, якщо Ви початківець?

Допомога в розумінв англійської граматики для початківців.

Автор: Юліанна С.

Логопедичні кейси

У даній статті представлено два логопедичні кейси, в яких описано роботу з клієнтами з мовленнєвими порушеннями.

Автор: Марина К.

Чи після 1 заняття з логопедом мовлення буде чітким?

Стаття про прогнозування результату 1 заняття та про те чи потрібно дотримуватися послідовності постановки звуків.

Автор: Марина К.

Інші новини:

Творення і відмінювання прізвищ, імен по батькові в українській мові

Творення і відмінювання прізвищ, імен по батькові в українській мові

01.03.2024

Вчимося рахувати швидко: що таке ментальна арифметика

Вчимося рахувати швидко: що таке ментальна арифметика

28.02.2024

Вивчаємо речення, які ускладнені вставними словами: правопис вставних конструкцій

Вивчаємо речення, які ускладнені вставними словами: правопис вставних конструкцій

27.02.2024

Відмінювання слів в українській мові: важливі відомості про кличний відмінок

Відмінювання слів в українській мові: важливі відомості про кличний відмінок

20.02.2024

;