Как развивается речь ребенка в различные возрастные периоды от 0,5 года до 5 лет

Малышу полгодика, в этом возрасте активно развиваются двигательные возможности, он учится ползать, вставать, держатся за опору, делает первые шаги. Ребенок активно манипулирует предметами, катает и бросает мячик, нанизывает кольца на стержень, пытается есть ложкой, пьет из чашки, «причесывается», «баюкает куклу». 

В этом возрасте активно развивается речь, особенно ее понимание, он может повернуть голову в сторону знакомого, часто называемого предмета «где шкаф?», откликается на имя, «делает ладушки» и «пока-пока». К году понимает названия игрушек, бытовых действий, много лепечет «ма-ма-ма», «па-па-па», «ка-ка-ка»...

Освоение навыков - процесс индивидуальный, и раньше еще не означает лучше всех, так же как и незначительное опоздание в формировании навыков не является трагедией. Если активный, эмоциональный ребенок, не скажет свои первые слова к году, не стоит сильно тревожится. Возможно, ему нужно чуть больше времени. А вот если ребенок пассивен, безучастен, не проявляет интереса, не подражает Вашим действиям в игре, мало лепечет, стоит посетить специалиста (педиатр, невролог).

«Нормы развития ребенка 1-3 лет»

Первый год позади, задута первая именинная свеча, кто-то уже пытается ходить, кто-то бегает. Пришло время говорить первые слова. Как правило, это «дай, мама, папа, киса». Ребенок активно интересуется собой, рассматривает себя в зеркале, на фотографиях, показывает носик, глазки. 

Период, когда малыш напоминает неуклюжего мишку к полутора годам прошел. Он бегает, наклоняется, переступает через препятствие, движениями малыш напоминает акробата, родителям иногда сложно за ним успеть. Движения совершенствуются, малыш учится есть, одеваться – это важные навыки, напрямую связанные как с развитием речи, так и интеллекта. Например, во время еды ребенок учится удерживать ложку в руке и доносить ее до рта. Это требует многих навыков. Важно разрешать малышу это делать самому (да, да, я знаю, что такое мыть кухню после такого события). В период с года до трех бытовые навыки, моторные навыки тесно связаны с развитием речи и психических процессов (логики, мышления, памяти). Важно давать ребенку возможность бегать, прыгать, плавать, играть, - сейчас самое время для этого.

Речевые возможности ребенка 4-6 лет

К этому возрасту Ваш малыш уже совсем взрослый, научился бегать, прыгать, бросать мяч и даже кувыркаться. Активно развивается мелкая моторика, тонкие движения кисти, ребенок рисует, лепит, учится завязывать шнурки, застегивать пуговки. Параллельно развивается речь, вопрос «почему?» становится бесконечным, словарный запас обогащается очень быстро, ребенок учится составлять сложные предложения. Если же ребенок не умеет составлять предложение, не использует предлоги, это повод для обращения к логопеду. 

Звукопроизношение в этом возрасте также активно совершенствуется, в идеале к четырем годам правильно произносятся звуки: С, С`, З, З`, Ц, Ш, Ж,Ч, Щ. 

В этом возрасте речь ребенка - один из наиболее очевидных показателей психического развития ребенка, именно поэтому важно в этот период обращать внимание на своевременность ее формирования.

Когда нужен логопед, если ребенку 4-6 лет? 

Что может стать поводом для консультации логопеда в этом возрасте? 

В норме к четырем годам ребенок может произносить свистящие (С, С`, З, З`, Ц) и шипящие (Ш, Ж,Ч, Щ) звуки. 

Если же этого не произошло, и слово «шапка» звучит как «сяпка», «сова» как «шова», это однозначный повод показать ребенка логопеду. В четыре года ребенок еще не обязан говорит звуки «Р» и «Р`», "Л" и "Л`" это нормально, вопрос в том, что он говорит вместо этих звуков, если заменой служит «французкий» «Р» (звук произносится не кончиком языка, а горлом), стоит как можно быстрее обратиться к логопеду. Если же ребенку уже 5 лет и он говорит «лыба» вместо «рыба», значит пора на консультацию.

Чем может помочь мама? Для того, чтобы звукопроизношение начало налаживаться раньше – есть универсальное, абсолютно бесплатное и безопасное средство: артикуляционная гимнастика. 

Рейтинг:5 з 5

На основі відгуків 1 користувачів

Автор: Марина К.

Редакція не несе відповідальності за наповнення блогів, вони є персональною думкою автора

Потрібен репетитор?

Обирай кращих викладачів на сервісі Букі!

Інші статті викладача

Реєструйся репетитором на BUKI!

Безкоштовна реєстрація за 10 хвилин

Заняття персонально чи по Skype

Оплата напряму від учня

Також читайте розділ «Блоги репетиторів»:

Лексичні помилки на ЗНО: Підготовка та запам'ятовування

З цими практичними порадами та стратегіями ви зможете ефективно вивчити лексику та підготуватися до успішного складання ЗНО з української мови.

Автор: Ірина З.

Різниця між синтезатором, акустичним піаніно та MIDI- клавіатурою

Перед тим, як почати займатися фортепіано, дуже багато учнів хочуть придбати інструмент, але не знають різницю між ними і просять допомоги при виборі. Тому хочу трохи обговорити цю тему.

Автор: Юлія А.

Як відрізнити Present Simple від Present Continuous, якщо Ви початківець?

Допомога в розумінв англійської граматики для початківців.

Автор: Юліанна С.

Логопедичні кейси

У даній статті представлено два логопедичні кейси, в яких описано роботу з клієнтами з мовленнєвими порушеннями.

Автор: Марина К.

Чи після 1 заняття з логопедом мовлення буде чітким?

Стаття про прогнозування результату 1 заняття та про те чи потрібно дотримуватися послідовності постановки звуків.

Автор: Марина К.

Інші новини:

Творення і відмінювання прізвищ, імен по батькові в українській мові

Творення і відмінювання прізвищ, імен по батькові в українській мові

01.03.2024

Вчимося рахувати швидко: що таке ментальна арифметика

Вчимося рахувати швидко: що таке ментальна арифметика

28.02.2024

Вивчаємо речення, які ускладнені вставними словами: правопис вставних конструкцій

Вивчаємо речення, які ускладнені вставними словами: правопис вставних конструкцій

27.02.2024

Відмінювання слів в українській мові: важливі відомості про кличний відмінок

Відмінювання слів в українській мові: важливі відомості про кличний відмінок

20.02.2024

;