Многозначный вопрос «Nerelisin?» (часть 2)  

И так, в первой части моего исследования мы выяснили что вкладывает турок задавая вопрос туристу «Nerelisin? - Откуда ты?». Во второй части я хочу объяснить, почему турки спрашивают друг друга «Nerelisin? - От куда ты?» и какую смысловую нагрузку несет такой диалог.

Для тех, кто хочет немного выучить турецкий и при этом несильно внедряться в турецкую культуру и историю, эта статья не принесет много пользы. Но, для тех кто хочет жить в Турции и при этом глубоко понимать социальные процессы общества, я рекомендую вникнуть в то, о чем сейчас пойдет речь.

Предлагаю этот вопрос рассмотреть в исторической ретроспективе. Османская империя (1299 - 1922гг.), которая существовала в том числе на территории современной Турции с центром в Стамбуле, имела в своем составе огромное количество разных стран. Они присоединялись и отсоединялись в разные периоды времени. Но, тем не менее, всегда находились под сильным влиянием Османского государства. В период существования Османской империи разнообразные народы, культуры, языки сильно перемешались. В Османской империи мирно жили даже те народы, страны которых не входили в состав империи. Сложно себе представить какое количество наций жило на территории современной Турции. После распада Османской империи, ранее находившиеся в ее составе страны, стали независимыми. Но многие представители других народов, не захотев покинуть свои дома, остались жить на территории уже современной Турецкой Республики. Таким образом, Турция это мульти-этническая страна, где проживают этнические турки вместе с этническими армянами, греками, болгарами, персами, арабами и т.д.

Более того, каждый большой город Турции (а их 81 штука) имеет свои уникальные традиции, кухню, диалект. И даже мировоззрение местных жителей отличается. Это говорит о том, что выходец из г. Резе (Черноморский регион) отличается как визуально, так и поведенчески от турка из г. Дыярбакыр (Юго-Восток Турции); житель из г. Конья (Анатолийский регион) совершенно не похож на турка из Измира (Эгейский регион). Благодаря тому, что Османская империя захватив огромные территории не истребляла местную культуру жителей, коренные народы сумели сохранить свои традиции и пронести их через века вплоть до современной Турции.

После падения Османской империи страны, ранее находившиеся в ее составе, начали обретать суверенитет. В эти тяжелые дни, когда страны- победители в Первой мировой войне пытались растащить империю по кускам,  благодаря действиям Мустафы - Кемаля Ататюрка и его соратников удалось восстановить суверенитет большей части уже современной Турецкой Республики. Более того, М.К. Ататюрк сумел предотвратить межнациональные конфликты в мульти-национальном обществе. Ататюрк обращаясь к обществу говорил, что если народ Турецкой Республики хочет оставаться независимым и сильным, он обязан вернуть себе национальное самосознание и гордость, не смотря на свою мульти-национальность. Он произнес гениальную фразу, которая стала символом восстановления национальной идентификации турков: «Ne mutlu türk’üm diyene! - Какое счастье быть турком!».

Этой долгой вступительной частью, я на самом деле очень  сжато  пытаюсь донести мысль о том, что язык отображает исторические и социальные процессы в обществе. Поэтому когда Вы слышите, что один турок другому турку после вопроса «Как дела?» задает вопрос «Откуда ты родом?» (а он задаст его из 100% в 90% случаев) это значит, что они просто пытаются поделиться тем, кем были их предки и где их корни. Конечно, каждый турок ощущает себя в первую очередь Турком. Но никто из них не забывает «какого он рода-племени», более того с гордостью этим делиться. Вот что они говорят:

«Я задаю этот вопрос, когда впервые вижу человека. Потому, что если я вижу человека во второй раз я уже априори знаю откуда он родом и кто его предки. Мне интересно узнать, кто меня окружает. Особенно приятно услышать, что человек, с которым я говорю, из того же города что и я (имеется ввиду город в котором жили предки этого человека, а не его фактическое место проживания). В этом случае мы обязательно обмениваемся телефонами. Мали ли что.» Егэмэн, 36 лет, маркетолог.

«В Стамбуле мы все спрашиваем друг друга «От куда ты?» потому что мы все приезжие. Даже если ты и был рожден в Стамбуле, твои родители или деды приехали из другого города, региона, страны. И глупо говорить, что я  стамбулец, если у меня на лице написано что я албанец. Наверное где-то есть коренные стамбульцы, но я никогда их не встречал». Оуз, 38 лет, лингвист.

И так, перейдем к практической части. Как выглядит ответ на вопрос: «Nerelisin - Откуда ты?»

Если мы говорим что человек родом из города в Турции, то схема построения этой фразы выглядит так: город + аффикс -lI + личностный аффикс.

Например:

Я из Бурсы - Bursa + lı + yım - Bursalıyım

Я из Измира - İzmir + li + yim - İzmirliyim

Я из Ризе - Rize + li + yim - Rizeliyim

Если мы говорим что предки турка из другой страны, то как правило для таких национальностей есть готовое слово.

Например:

Албанец - Arnavut

Я Албанец - Arnavutum

Грек - Yunan

Я грек - Yunanım

Болгарин - Bulgar

Я Болгарин - Bulgarım

Еще раз хочу подчеркнуть, что все турки само-идентифицируют себя турками. Говоря «Я албанец, грек, македонец, армянин и т.д.» они просто подчеркивают, какую генетическую информацию они несут, и кем были их предки.

В этой теме очень много тонких граней. Во всех странах мира национальная проблематика достаточна болезненна, Турция не исключение.  В своем исследовании я старалась быть максимально корректной и тактичной. Ни один турок не пострадал J.  

Рейтинг:5 з 5

На основі відгуків 1 користувачів

Автор: Anastasiia C.

Редакція не несе відповідальності за наповнення блогів, вони є персональною думкою автора

Потрібен репетитор?

Обирай кращих викладачів на сервісі Букі!

Інші статті викладача

Реєструйся репетитором на BUKI!

Безкоштовна реєстрація за 10 хвилин

Заняття персонально чи по Skype

Оплата напряму від учня

Також читайте розділ «Блоги репетиторів»:

Лексичні помилки на ЗНО: Підготовка та запам'ятовування

З цими практичними порадами та стратегіями ви зможете ефективно вивчити лексику та підготуватися до успішного складання ЗНО з української мови.

Автор: Ірина З.

Різниця між синтезатором, акустичним піаніно та MIDI- клавіатурою

Перед тим, як почати займатися фортепіано, дуже багато учнів хочуть придбати інструмент, але не знають різницю між ними і просять допомоги при виборі. Тому хочу трохи обговорити цю тему.

Автор: Юлія А.

Як відрізнити Present Simple від Present Continuous, якщо Ви початківець?

Допомога в розумінв англійської граматики для початківців.

Автор: Юліанна С.

Логопедичні кейси

У даній статті представлено два логопедичні кейси, в яких описано роботу з клієнтами з мовленнєвими порушеннями.

Автор: Марина К.

Чи після 1 заняття з логопедом мовлення буде чітким?

Стаття про прогнозування результату 1 заняття та про те чи потрібно дотримуватися послідовності постановки звуків.

Автор: Марина К.

Інші новини:

Творення і відмінювання прізвищ, імен по батькові в українській мові

Творення і відмінювання прізвищ, імен по батькові в українській мові

01.03.2024

Вчимося рахувати швидко: що таке ментальна арифметика

Вчимося рахувати швидко: що таке ментальна арифметика

28.02.2024

Вивчаємо речення, які ускладнені вставними словами: правопис вставних конструкцій

Вивчаємо речення, які ускладнені вставними словами: правопис вставних конструкцій

27.02.2024

Відмінювання слів в українській мові: важливі відомості про кличний відмінок

Відмінювання слів в українській мові: важливі відомості про кличний відмінок

20.02.2024

;