Лексика - это центральная часть языка, основа коммуникации. Это кирпичики, из которых построены стены речи. При введении и обучении лексике учителю легче всего предложить просто готовый перевод того или иного слова и дать задание выучить его. Но если это делать, используя специальные приёмы, то усвоение лексики может быть более эффективным уже на этапе её введения, а также и на этапе усвоения. Какие это приёмы?
1. Концентрация на ученике.
Не называя перевода слова, дать возможность ребенку самому понять значение слова. Можно использовать картинки, упражнение на matching, аудио или видео, жесты и любой другой способ вовлечения ученика. Главное, чтобы ученик самостоятельно отгадал значение и почувствовал вкус победы.
Простой пример, слово “vehicle” (транспортное средство) – показать ученику карточки с разными транспортными средствами, называя каждое – This is a car. It’s a vehicle. This is a bus. It’s a vehicle. That’s a plane. It’s a vehicle. That’s a train. It’s a vehicle. What’s «vehicle» in Russian? What does it mean?
2. Подача слов в контексте.
В этом случае слово намного легче понять, усвоить и запомнить. Подберите предложения или ситуацию, в которой значение слова будет понятным из контекста.
Например, You’re in a large city. It’s one o’clock. It’s lunch time. You can see a lot of people. Everybody is in a hurry. The traffic is very heavy. The streets are very busy. It’s rush hour. What’s “rush hour” in Russian? (час пик)
Если ученик не догадывается, нужно подвести его к значению слова уточняющими вопросами. Главное, чтобы обучающийся смог ощутить свою независимость и использовать свои навыки и умения.
3. Метод ассоциаций
Для лучшего запоминания предложите ученику найти слово (несколько слов) из родного языка, схожих по звучанию с изучаемым словом. После этого представьте ситуацию, в которой связать значение изучаемого слова с схожим словом из родного языка. Например, a box – коробка, слово похоже на русское «бокс». Представляем большую коробку, в ней два человека участвуют в поединке бокса. Главное, чтобы ассоциация была от ученика, а ситуацию можно помочь описать
4. Вытягивание слова из ученика.
Чтобы поддержать предстоящую деятельность (например, чтение или аудирование), уже на этапе усвоения слов, иногда необходимо просто достать из ученика название того или иного слова. Для этого можно использовать самые разнообразные техники:
- Реальные явления или предметы (показывая на реальный объект, задавая вопросы, уточняя детали: What’s this? A t-shirt. Right. But what’s on it? A picture. A picture of what? A flower. What flower? A-a-a a rose.
- Драматизация или пантомима (what’s this? (изображаешь чихание) It’s sneezing.)
- Объяснение с помощью сценария ( Описывая ситуацию по сценарию, подводя к изучаемому слову. Например, I'm walking in the park. It’s evening. It’s getting dark. And I’ve just watched a horror film. I see something black under the tree, it’s moving. What do I feel? – You are scared.
- Использование шкалы, схемы (для сравнения – big – large – huge/ small – little – tiny/ never – rarely – sometimes – often – usually – always/
5. Не ограничиваться одним значением слова.
Недостаточно донести до ученика только значение того или иного слова. Чтобы правильно пользоваться словом, нужно знать и другие слова, с которыми сочетается данное слово, знать, какие артикли, предлоги с ним используются. Это по минимуму. Можно добавить к пояснению – в каком стиле применяется (формальное или неформальное), правопис (spelling), произношение, ударение, добавить синонимы и антонимы этого слова, и с каким оттенком оно используется – позитивным или негативным?
Используя данные техники и приёмы, учитель сможет не только повысить эффективность запоминания английских слов, но и развивать у ученика внимание, логическое мышление и воображение.