Постановка и игровые ощущения.
Ни для кого не секрет, что постановка любого музыканта – это сугубо индивидуальный момент. С одной стороны в специализированной литературе этому выделено огромное количество времени и бумаги(первые страницы с нарисованными руками, плечами и головами - пестрят из каждой школы игры на скрипке). Никакой бородатый дядька или седая тётушка – не влезет в ваши руки, мышцы и не поймет – правильно вы держите скрипку или нет. Иногда все решают – чисто внешние, эстетические факторы. Красиво – не красиво. Либо зажато – не зажато(опять же чисто внешне)
С другой стороны во времена, когда скрипка была только изобретена (напомню в подражание человеческому голосу), особо, никто не заморачивался постановками и правильными картинками. Исходили из задач и звучания.
К постановке я бы подходил похожим образом… Прежде всего необходимо понять – какую функцию выполняют руки, ноги, голова.
Постановка – это как подвеска в машине, а не красивый кузов. Она должна выполнять сугубо рабочую функцию - приносить удобство, стабильность и уверенность в игре. И не обязательно быть красивой…
Интонация – или «легенда о чистой игре скрипачей»
Наверняка нет ни одного человека на планете, который бы увидев скрипку – не спросил себя и других. «А как можно на ней играть и попадать в ноты?» когда нет ни ладов, ни клавиш…
На этот вопрос я и сам до сих пор не нахожу ответа. Как мы, скрипачи – умудряемся попадать… Как говориться – на Бога надейся – а сам не плошай (или не лажай)
В этом вопросе – очень важен системный подход! Интонация – это не игра в угадай ноту или позицию. Интонация на скрипке – это система! Она подчиняет себе – интервальное взаимоотношение, постановочные моменты и даже психологические.
Итак! На мой взляд – основное, что нужно уяснить скрипачу – это
НИКОГДА не играть ноту – пока ее не пред слышишь и не предпочувствуешь!!! Игра (особенно на первых парах) должна напоминать слепого в темной комнате – все прочувствовать и ощупывать, что бы не наткнуться на опастность) в данном случае на опастность фальши и не попадания)
Вот эта аккуратность и предчувствие того, что играешь приводит к осознанности и подготовленности своей игры.
Второе, что нужно понимать – это то, что скрипка –НЕ ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ инструмент! И играя на скрипке, как на фортепиано, мы просто забиваем гвозди клавиатурой от компьютера. Мы не используем инструмент по назначению! Функции, обертона, тембр, глубина и даже атака звука – никогда не будут «работать» при игре темперированно!
Это легко проверить – примеры кварты, квинты, октавы. Подстройка с открытыми струнами. Система нахождения любой ноты через кварты и квинты. Путь не простой и на первый взгляд – длинный, мучительный и долгий! Но на собственном опыте – показал – что дает результат! И систему.
Нахождение интервалов – длинные цепочки кварт и квинт – сопрягаются с постановочными моментами. Рулевое движение локтя. Постановка пальцев левой руки, игра двойных нот и аккордов.
Современные эффекты игры на скрипке. Методы звукоподражания. Микрофоны, их разновидности. Умение «накрутить» нужный себе звук, а не обвинять в ограниченности звукорежиссера.
Процессоры и педали эффектов и их применение со скрипкой.
Современный мир наполнен огромным количеством гаджетов, электронных фишек. Это очень классно, но во всем этом очень нелегко разобраться, особенно при отсутствии технического образования. Мы, музыканты – люди творческие! Но часто, самое подготовленное и выученное исполнение вам могут запороть на стадии снятия звука, не правильно подобранного микрофона…не говоря уже о эквализации, обработке звука эффектами.
На своем опыте могу сказать – что крайне мало людей, кому есть дело до ваших проблем в целом.. то же самое можно сказать о звукорежиссерах… мало кто вообще понимает – как должна звучать скрипка, не говоря уже о тонкостях, стилистике музыки и звучание скрипки в ансамбле с другими инструментами.
Виды микрофонов, их применение и соотношение цена – качество.
Электроскрипка - + и –
Подключение скрипки к педалям или процессорам эффектов.
На мой взляд – если бы люди знали, что и как можно сыграть на скрипке, когда скрипка становиться твоим оружием. Это и гитара и вокал и ударные и бас. То на много больше людей захотели бы ею овладевать. И уже овладевая(с удовольствием) многим техническим приемам переходили к более тонким материям классической музыки - фразировке, интерпритации…