Летние деньки остались позади и впереди нас ожидают напряженные blue Mondays. И частенько учителей выматывает настолько рутинная письменная работа, что в голове просто не остается места для идей и творчества. На помощь в таком случае и не только коллегам, но и «расслабленным» ученикам приходит методика брейншторма. Не секрет, что данную методику повсеместно используют различные привлеченные коучи и внутренние тренера бизнес-компаний. Так почему б не использовать рабочую схему?
Методика «мозгового штурма» (именно так с английского переводится это слово «brainstorm»)не спонтанна и имеет четкую структуру и этапы, с которыми мы ознакомимся ниже.
Для того, чтоб эта схема действительно была рабочей, необходимо придерживаться четкого плана, состоящего из всего четырех основных пунктов:
- Разминка и обьяснение правил
- Генерация и фиксирование всех идей на бумаге, не критикуя
- Критика и выбор оптимальных вариантов для дальнейшей разработки
- Доработка выбранных идей.
Как же адаптировать и применить все это в «узком» потоке стандартного урока? Давайте разберемся по таймингу в рамках одного урока. Минусом здесь является то, что учителю необходимо еще занять время перемены для предварительной подготовки или время после уроков перед мероприятием. Опять же, нет худа без добра и здесь можно привлечь учеников, формируя тем самым еще и командный дух и сплачивая коллектив.
Итак, предварительно необходимо расставить парты и стулья для команд, а также разложить ручки или цветные маркеры с листами флипчата или обычными альбомными листами. Если названия команд придуманы заранее, расставьте также таблички с названиями команд. Разделение на команды можно провести непосредственно уже на уроке.
Теперь перейдем непосредственно к организационным моментам на уроке.
5 минут – Учитель делит класс на команды, дает время занять места и обьясняет правила. Здесь же сообщаем тему урока, по которой будут участники команд генерировать идеи. Не мало важным является и момент выбора человека, который будет все быстро и разборчиво записывать. Если мы говорим о уроке иностранного языка, то есть смысл учителю раздать "звёздочки" в равном количестве командам и предупредить, что звезда будет снята с команды за использование родного языка при обсуждении идей.
7 минут даем командам на генерацию и запись всех идей по теме, которые у них возникают. «Писарь» записывает все идеи. На данном этапе недопустима никакая критика. Учитель только режиссер всего процесса, подбадривает и мотивирует участников к действию, но ни в коем случае не подсказывает.
3 минуты даются командам на обсуждение уже имеющихся идей и выбор трех самых лучших. На данном этапе уже допускаются критика и аргументирование своего мнения.
15 минут даем командам на доработку выбранных идей и описание всех плюсов и минусов. На данном этапе можно не ограничивать проявление творчества в представлении своих идей.
Следующие 7 минут участники от команд зачитывают свои основные идеи и участники голосуют за одну из идей, опираясь только на услышанное название, но еще не вдаваясь в детали. Голосование можно провести несколькими способами: развесить листы с идеями и позволить участникам нарисовать на понравившейся сердечко –«лайк» или же раздать клейкие стикеры и позволить участникам приклеить его на лист с самой интересной идеей по их мнению. Вообщем, здесь ваша фантазия также не ограничивается ничем!
«Выигравшая» идея приобретает с помощью учителя исполнителей. Здесь важно сформулировать четко задания для исполнителей и не забудьте облегчить себе поиски потом «виноватых», если что-то пошло не так – заранее запишите в списке класса, кто и за что берет на себя ответственность.