Очень часто к помощи репетитора взывают, когда нужно сдать конкретный экзамен, ДПА или ЗНО. Это не есть плохо, если просто нужно активировать все знания что накапливались на протяжении лет, систематизировать и выдать максимальный результат в момент написания работы. Именно для этого и нужен репетитор, он помогает ученику с пониманием материала, с решением задач и примеров, если мы говорим про математику.
Зачастую же, ребенок приходит с целой кучей пробелов, которая зародилась еще в начале прохождения пути школьной программы. Можно при достаточном количестве часов «натаскать» на нормальный бал ЗНО (заметьте, не хороший), но как только он сдаст, то вскоре захочет забыть все как ни в чем не бывало. Объем знаний достаточно большой, процесс обучения неприятный, недостаточно времени на отдых, личную жизнь, о какой заботятся все подростки. Может выработаться даже отвращение к учебе, «ведь зачем это надо, если приносит только негативные эмоции», перегруженность, депрессия и т.д.
Математика – это особенный предмет, практически каждая выученная частичка используется в будущем. В гуманитарных предметах: истории, литературе, биологии – всё учится по темам, не выучил прошлые – не беда, сможешь освоить будущие, к остальным вернешься позже. Даже с другими техническими предметами похожая ситуация: в физике каждые полгода абсолютно новый раздел, в химии тотальное разделение на органическую и неорганическую химию.
В математике знания образуют снежный ком, и если ты выпадешь на полгода, то считай - тебя уже смело. Кстати, это одна часть проблемы, то есть, что нужно подтянуть ученика именно к конкретному сроку. На практике же, мы еще имеем дополнительную задачу, defactoее величество школьная программа. В 10-11 классе она самая сложная, вводится совершенно новые понятия (тригонометрия и стереометрия в 10; дифференциалы, интегралы в 11), с ними нужно отдельно сидеть и разбираться. Ребенок видит неизвестный трудный материал, что даже разбирать в одиночку страшно, потом видит репетитора, помогающему по любому вопросу, и шестеренки в голове начинают крутится… Тем более, зачем репетитор, который не дает видимого результата? Очень печально, можно ж всё успеть, но времени тратится на это чрезвычайно много. По опыту, в таком случае нужно 2 часа для занятия: один для подготовки к ЗНО, и один на школьную программу. Если уж так говорить, то на уроки требуется не только время, но и большое количество денег. Забавный факт: из-за того, что услуги платные хочется видеть результат, а его не может быть без большого количества часов, что опять же приводит к большей трате денег.
Можно затронуть еще один момент, о котором не говорилось ранее. Это так называемое математическое мышление. Будем говорить именно с привязкой к предмету, а не к жизни, где лучше использовать название критическое/логическое мышление. Я бы трактовала данное понятие как умение быстро находить правильный путь для решения конкретного примера. Для этого должна быть сформирована некая база знаний, которой ученик может оперировать в процессе решения. Если эта база с пробелами, то ученик просто не сможет довести задачу от начала до конца. Часто можно видеть, как ребенок «застревает» после совершенного действия и не может понять, что же предпринять дальше. Чем больший диапазон его умений, тем более эффективно он сможет ими пользоваться. Нужно время чтоб создать базу, и время чтоб научить ею пользоваться. На формирование математического мышления, по моим субъективным ощущениям, потребуется не менее 3 месяцев. К сожалению.
Как видно, очень много проблем имеем если начать готовиться за год до ДПА/ЗНО по математики. Это специфический предмет, к нему нужно специальное отношение, уделение внимания, и безграничное терпение. Лучше уж вообще не запускать, тогда и задача «сдать» не будет стоять, она трансформируется в более приятное «проявить себя, показать максимум». Сам ребенок приучен прикладывать усилия, можно говорить про наличие некой психологической подготовки. Взаимоотношения ученик-репетитор образуют эффективный симбиоз, где каждый понимает свою функцию. В противном случае начать лучше за полтора года или хотя бы летом, когда есть некоторый запас времени.