Поле битвы - домашние задания. Начальная школа.

В этом году у меня много деток из начальной школы. 1-4 классы. Все они очень разные, а вот проблемы одинаковые. Он/она не делает сам/сама домашние задания, отвлекается, крутится, нужно "стоять над душой", делаем уроки до ночи, невозможно уговорить сесть за домашние задания...При этом оценки, в целом, совсем неплохие у детей...ну есть какие-то "точечные" недоработки, но несущественные...Дети все ОЧЕНЬ умные! Соображают прекрасно! Откуда же такие пролемы и как с ними бороться?

Для начала давайте окунёмся в ШКОЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ

Ваш ребёнок пошёл в первый класс. Это новый и сложный этап его жизни. Он не слышит большую половину того, что говорит учитель, так как не понимает до конца своей роли в коллективе. Кто он? Этот момент самоопределения личности в коллективе необычайно важен для Вашего малыша, который уже и не малыш совсем, а МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК. Только это он для Вас младший школьник, а для себя - ещё совсем малыш.

Ребёнок испытывает стресс. Всё новое, непонятное, от него чего-то хотят все вокруг: родители, одноклассники, учителя. И это совсем не так плохо, как думаю многие. Стресс заставляет новоиспечённого школьника разрабатывать тактику и стратегию поведения в школе, налаживать контакты с окружающими его людьми. Ребёнок растёт!

Школа школой. Но есть же ещё и домашние задания! О эти ужасные, страшные, невозможные домашние задания...Полностью - физически и морально - истощённый ребёнок после школы должен ещё поработать. Думаете это плохо? Нет. Это хорошо. Так ваш малыш учиться преодолевать себя и становится взрослее. Но это трудно! Думаете, он сцепит зубы и всё сделает? Как бы не так...Вы услышите крики, стоны, психи, нытьё...увидите летящие в стенку тетради и учебники...и не один раз услышите "Зачем мне эта школа! Я в неё больше не пойду!"

 

Действия родителей и их последствия

Вы знаете, что Вы - свободные люди. И выбор определённой модели поведения- это Ваш личный выбор. Но я , в силу выбранной профессии, часто вижу последствия соответствующих действий. Вот своими наблюдениями я и поделюсь. А Вы - смотрите сами, потому что никто в этом мире не знает Вашего ребёнка лучше, чем Вы:

1. Прессинг. Он бывает разный: слабый, сильный, средний, физический, моральный. Проблема одна: как только Вас нет рядом, всё это работать перестаёт. Так невозможно научить самостоятельности. Ещё и элементы такого воспитания выливаются на одноклассников: ребёнок просто не знает, как добиться своего иным способом. И давит на других. В пятом классе это может осложниться развитием излишней пассивности, депрессии или же повышенной агрессивностью и неуправляемостью.

2. Вседозволенность. Умоляю Вас! Не путайте это со словом "ЛЮБОВЬ"! Вседозволенность (ложусь, когда хочу, в школу хожу, когда хочу, уроки делаю, когда хочу, ем, что хочу, делаю, что хочу и т.д.) - это противоположность любви. Почему? Потому что так вырастают несчастные дети. По мнению психологов, разумные запреты позволяют ребёнку расти. Если запретов нет, то Ваш умный, интеллектуально развитый первоклассник будет эмоционально соответствовать 3-летнему малышу. Он не сможет сидеть на уроках, слушать учительницу, воспринимать знания...если его не развлекать. А развлекать - значит дальше оставлять в том же трёхлетнем состоянии.

3. Унижение. Самый проигрышный вариант. В результате слабый по характеру ребёнок будет уверен, что он "рукожоп". Уж простите за такое слово. Но я нередко слышу его от приходящих детей. Тотальная неуверенность в себе выплёскивается из них, когда падает на пол ручка, делается помарка в тетради, загибается листочек учебника... Сильные же по характеру дети начинают унижать других, более слабых. Какая уж тут учёба...

А что же действует?

Всего лишь три вещи: любовь, терпение, твёрдая и последовательная позиция.

Знаю. Это нелегко. То есть любить легко, а вот с терпением у меня, например, неважно было всегда...и с последовательностью тоже...

Но Вы же знаете, что детки приходят в этот мир чему-то научить и нас - своих родителей...Давайте учиться вместе! Только тогда Вы получите именно то, чего так желаете всей душой: самостоятельность, ответственность, дисциплину и ответную любовь.

Я - не робот! У меня - нервы! Я не могу!

Это правда. Мы не роботы. У нас есть нервы. И это наше достоинство! Это значит, что мы всегда можем выйти за рамки, вложенной в нас "программы", вырасти, усовершенствоваться, научиться добру!

В какой-то момент, когда мой сын учился в первом классе, я вдруг поняла, что кричу на него только потому, что мне так удобнее быстро заставить его сделать так, как мне нужно. Искать другие пути я не хотела, поэтому вместо них находила себе оправдание: я вымотана, я устала, он меня не слышит, он нарочно так себя ведёт, он выводит меня из себя, я не могу это вытерпеть...Но через некоторое время крики работать перестали...Зато результат я увидела быстро: через полгода мой ребёнок так же чудесно кричал, как и я: что он ничего вытерпеть в школе не может, что он устал, что его все выводят из себя, что его никто не слышит...И вдруг я увидела в нём себя - и ужаснулась...Я же люблю его - и кого я воспитала?

Взошло именно то зерно, которое я посеяла...

Страх за его судьбу и любовь заставили меня измениться. Это не моя заслуга - заслуга моего ребёнка. Но горько, что только когда мой ребёнок заканчивал первый класс, я поняла, что ещё не доросла до родительства. Я честно проверила себя по чудесному тесту. Черты ВЗРОСЛОГО человека:

 - великодушие;

 - терпение;

 - умение прощать;

 - умение слышать и понимать другого человека;

 - милосердие;

 - жертвенность.

Ничего этого у меня не было. Я хотела КОМФОРТА. и чтобы всё было так, как удобно мне. Разумность требований определялась не их пользой или вредом, а моим "хочу".

Но оказалось, что для успешного воспитания ребёнка, мы должны быть ВЗРОСЛЫМИ! Пришлось учиться заново. Это не было легко. Но я видела цель - я хотела засеять в сердце своего ребёнка другие семена. Иногда я закрывала себе руками рот, чтобы не сказать обидные слова. Иногда в 11 вечера, кропая очередной проект, о котором мы вспомнили только полчаса назад, я хотела громко кричать и обвинять, и поучать, и морализаторствовать, и жаловаться...Но, вспоминая всю прочитанную мной литературу и свою цель, я только говорила (стараясь это делать спокойно): "Давай постараемся так поздно не делать уроки. Это неудобно и тяжело и тебе, и мне." И мой ребёнок, который совсем недавно резко негативно реагировал на любые замечания, соглашаясь со мной, виновато кивал головой...Странно, что эти тихие слова он стал слышать и понимать лучше, чем мои крики...А временами мне снова казалось, что результата нет. И я срывалась опять...и кричала...и видела, что так ещё хуже...совсем плохо...

Зачем я пишу об этом? Чтобы Вы знали - Ваша работа над собой окупится тысячекратно. Изменитесь Вы, Ваше поведение - изменится и Ваш ребёнок. Но это не будет быстро.

Поле битвы - домашние задания. Начальная школа.

О чём нужно помнить родителям младших школьников, чтобы не сердиться

- в 1-4 классах осилить самостоятельно домашние задания может только гений. Программа построена таким образом, что темы постоянно сменяют одна другую. Не успел ребёнок разобраться в одном виде заданий, как ему уже предлагаются другие варианты. Над некоторыми ДЗ и родителям придётся голову поломать :); 

 - сейчас дети часто страдают от дефицита общения со взрослыми. Поэтому иногда ребёнок может сосредоточиться на выполнении домашней работы только, если рядом с ним Вы. Это не каприз и не манипуляция. Вы и правда помогаете ему сконцентрировать внимание. Он подрастёт - и это потихоньку будет проходить. Но в начальной школе - это норма;

 - если у Вашего ребёнка что-то не получается: он хуже читает, или пишет, или считает, чем кто-то там...помните что каждый ребёнок уникален. Лень поощрять не нужно. Твёрдо и последовательно говорить о регулярной работе над каким-либо предметом - необходимо. Сравнивать с кем-то - не стоит...;

 - учитель не виноват, если Ваш ребёнок учится плохо. Вы тоже. Но изменить ситуацию учитель не может, а вот ВЫ - очень даже. Подумайте, что можно сделать в Вашем конкретном случае: позаниматься самостоятельно, обменяться на время делания ДЗ детьми с соседкой (это не шутка, делать уроки с чужим ребёнком - в разы легче,и соседке с Вашим - тоже, реальный вариант), нанять репетитора, попросить бабушек/дедушек; 

 - мозг ребёнка ещё незрелый. Ждать от младшего школьника абсолютно адекватных, взвешенных решений и поступков - неразумно. Их не будет. Такие поступки могут быть только у Вас;

 - только 5% детей получают удовольствие от учёбы. Для остальных - это тяжкий труд;

 - пытаться Вами манипулировать - это нормальное поведение маленьких хитрецов. Но Вы не должны позволять этого. Сердиться тоже нет смысла - это просто один из этапов развития;

 - НЕ позволяйте панибратского отношения, иначе после четвёртого класса ни о каком послушании речь идти не будет. Родительский авторитет должен быть. Вы - не друзья по песочнице. Вы - старшие друзья, к советам которых нужно прислушиваться;

 - нежелание читать книги и делать домашние задания - это нормально. В Ваших силах (но пока что не в силах ребёнка) найти и показать ему что-то позитивное в совместном делании уроков, в прочитанной книге, в учебнике по музыке, например...и ему, и Вам так будет легче...

 - к регулярному посещению школы и систематическому деланию домашних заданий ребёнок привыкает от двух до пяти лет...не за полгода...и даже не за год. И то - при соотвествующей помощи родителей. Если он не гений и не получает удовольствие от учёбы,то, при отсутствии помощи родителей в начальной школе, после пятого-шестого класса большинство ДЗ он выполнять просто перестанет. 

 

Так что же делать, чтобы уроки не превращались в поле битвы?

Найти золотую середину. А точнее - постоянно искать её, балансируя на грани умиления и раздражения. Сегодня пожалеть и дать отдохнуть,завтра - серьёзно поговорить о необходимости выполнения домашних заданий, послезавтра - посмеяться вместе над кривой буквой, напоминающей огурец...ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ ОТ ЖИЗНИ ПРЯМО СЕЙЧАС! ВО ВРЕМЯ ЭТИХ УЖАСНЫХ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ! Нежно сказать: "Ну, ничего страшного. НО нужно стараться!" Не заорать после суточной смены при виде огромного домашнего задания, а с энтузиазмом спросить: :"И это всё? Так мало?" Лишний раз сказать: "Ничего, мы справимся! Мы же - команда!" (И это же ПРАВДА! Вы - семья, значит - команда. Тут не бросают товарищей в беде). Иногда закинуть удочку: "Давай ты начнёшь сам, а когда будет непонятно - позовёшь меня." "Давай половину примеров со мной,а половину- сам?"...

Эти фразы можно продолжать до бесконечности...в них должно быть терпение, любовь, понимание, твёрдость, родительский авторитет, помощь друга...всё самое лучшее, что Вы можете дать своему ребёнку. Поверьте - он это почувствует сразу же, как только Вы попытаетесь! Только попробуйте! и Вы сами не заметите, как эти страшные и ужасные домашние задания превратятся сначала в обычную работу, как приготовление еды или стирка одежды, а потом - Вам самим вдруг станет интересно и весело со своим чудесным, умным и добрым - уникальным! - ребёнком сидеть над учебниками и вместе радоваться удачам, и не склонять голову перед трудностями!

P.S. И не забывайте о мотивации. Самый лучший стимул - это понимание ребёнком того, что образование даёт возможность выбора в жизни. Чем больше ты знаешь - тем больше у тебя выбор. Также знания дают нам возможность найти своё призвание в жизни. А это важно. Как ни странно эти аргументы действут на детей значительно лучше,чем традиционная "высокая зарплата" и "обеспеченное будущее".

Р.Р.S. Возможно, кому-то покажется, что я слишком категорична в определённых моментах. Простите. Совсем не хотела навязать свою точку зрения или кого-то обидеть. Только поделиться. Из личного опыта. Вдруг кому-то пригодится :). Хорошего Вам времени суток!

Автор: Катерина С.

Редакція не несе відповідальності за наповнення блогів, вони є персональною думкою автора