Физика в школьной программе вводиться в 7 классе и сразу же считается сложным предметом. Зачастую к ней ученики относятся скептически, ведь она другая, отличается от всего, с чем сталкивались ранее. Для успешного усвоения потребуется логика, наблюдательность, пространственное мышление, математика - в общем навыки, которые были всегда порознь, но никогда не пересекались. Ребенок к этому не привык, и с достаточно неплохими оценками по другим предметам, именно по физике может отставать. Родители, если видят в этом проблему, обращаются к дополнительным курсам или репетиторам.
На самом деле могут быть и другие причины: сдать ЗНО или просто старшее поколение хочет, чтоб ребенок хорошо знал технические предметы. Это всё неважно. Главное, что, беря репетитора по физике, надо еще брать по математике. Можно того же самого, что даже лучше: удастся построить более тесную связь между учеником-репетитором. Преподаватель получит возможность построить урок более эффективно: проводить аналогии и показывать где математические структуры могут использоваться в другом предмете. Математика, как предмет очень обширный, и некоторые вещи для решения физических задач не используются вовсе, а некоторые требуют углубленных знаний.
Условно изучение физики можно поделить на три категории:
- теоретическую, где рассматриваются законы, правила, основные принципы;
- практическую, где ставятся опыты, будь то лабораторные работы или эксперименты мирового масштаба;
- решение задач.
Для успешного выполнения первых двух пунктов нужен только учебник и интернет. Преподаватель служит только для разъяснения основных и непонятных моментов, некий наставник, что контролирует и направляет. Тут нужна самостоятельная работа, «не вместе ж книжку читать». Опыты и вовсе лучше посмотреть по видео, благо ресурсы позволяют.
Для удачного прохождения третьего пункта нужно отличное знание всех двух наук. Физическую задачу нужно сначала понять, осмыслить с точки зрения протекаемых процессов, после составить математическую модель и собственно решить, доведя до ответа. Результативность изучения физики проявляется как раз через умение решать задачи. Этот навык проверяют через контрольные и самостоятельные работы, а по них выставляются оценки. Работу репетитора всецело оценивают по тому, насколько качественно он смог научить решать задачи. А это неправильно. Только половина данного пункта приходиться физике, остальное же базируется на знаниях математики.
В большинстве случаев задача сводится к уравнению, решив которое, получишь ответ. На этой ступени проявляется слабая математическая подготовка. Ребенок теряется в разнообразии символов, действий, что он может совершить (хоть, к слову и не может, просто он еще не понимает этого). И все б не плохо, можно посидеть и помочь ему в решении уравнения, потом еще с одним, и еще… Но всех уравнений не перерешать, да и времени тратиться много. Приводя пример с личного опыта, для полного решения одной задачи средней сложности потребуется не менее 30 мин. Если же не затрагивать математическую составляющую, оставляя ее на самостоятельное обучение, то время можно сократить до 10-15 мин. В итоге за урок можно повторить предыдущий материал, разобрать новый и показать пару типичных примеров. Прекрасный темп занятий – это урок длительностью один час дважды в неделю. Столько же потребуется и на занятие математикой, причём нужны они именно в начале. Физика использует ограниченный диапазон математических действий, и освоив их можно будет уроки математики свести к минимуму.
Материал по физике тяжелый, сложно воспринимается и постоянно нужна активизация внимания. Высокий порог вхождения обусловлен непривычностью формы содержания. Физика разнообразна, и ее многогранность подается сразу, скопом. Неподготовленному уму будет трудно. Нужно первоочередно очень много работать с теорией. В виду ограниченного времени, забирать его на сухие математические движения не представляется возможным.