«Если мало способностей, то требовать отличную учёбу

 не только бесполезно, но и преступно.

Нельзя насильно заставить хорошо учиться.

 Это может привести к трагическим последствиям»

A.С. Макаренко

 

Вы когда-нибудь задавались вопросом, что такое образование? Что, в принципе, оно из себя представляет? Откуда вообще появилась эта потребность к введению, казалось бы, такого обычного термина  - "образование"?

Образование... Тетрадки, книжки, ручки; непонятные формулы по химии, которые нас заставляли вызубрить накануне контрольной, и - благополучно забытые через неделю-другую. Затем - "универ": занудные лекции, сдача лабораторных, беготня с зачёткой за преподавателями, удачно списанный экзамен... Вот оно! Наше образование. Именно таким оно всплывает в голове практически у каждого уважающего себя и образованного гражданина нашего отечества.

Но мы - "граждане" - очень часто забываем одну безмерно важную вещь. Забываем, что ключевое понятия для всех культур - это Учитель и Ученик. И только  оно сопровождало нас во всех эпохах. Тривиумы и квадривиумы античного мира, средневековые академии, античные гимназиумы «Семи свободных искусств», венецианские консистории, благородные пансионы, кадетские, офицерские школы и школы при консерваториях… Всё это - было Образованием! Сейчас же оно переживает самый большой кризис за последние столетие. Почему? Да потому что всё, что передавалось из поколения в поколение, из эпохи в эпоху; всё, чем так гордились наши предшественники, - вдруг стало ненужным, старомодным, неэффективным. 

Мы потеряли веру в правоту учебника. И, как ни странно, - пока что это единственное правильное решение. Потому что потеряли её не мы - читатели; её потеряли, в первую очередь, собственно те, кто пишет и издаёт эти книги.

Нынешних книг читать вовсе не стоит. И как бы абсурдно это не звучало: современные настольные пособия перестали нас чему-либо учить. Пожалуй, сейчас меня сочтут за, своего рода, - "богохульницу" (как так - посягать на нашу святыню - на выработанную годами систему образования?!) А вы давно открывали новые учебники? Например, по литературе? Недавно мне попалась в руки такая книжечка. Литература для одиннадцатого класса. Там после стихотворения С.А. Есенина "Отговорила роща золотая..." было два вопроса:

1. Расскажи своими словами, о чём написал поэт в данном стихотворении.

Что должен ответить ученик? Верней, как он должен понимать поставленную перед ним задачу? Т.е. просят рассказать своими словами то, что Сергей Александрович передал в стихотворной форме; а его - ученика средней школы - своими словами. Это, вообще, как? - "Марья Ивановна, Сергей Есенин описал в этом стихотворении, что:

"Отговорила роща золотая"...Марья Ивановна...

"Берёзовым весёлым языком", Марья Ивановна...

О том, что "Журавли печально отлетая, Марья Ивановна,

Уж не жалеют больше ни о чём..."

Ведь именно так будет звучать ответ ученика. Т.е. стихи Есенина своими словами - это "Марья Ивановна". Ах да! - ещё школьник может добавить от себя не менее ценные слова, как "ну", "знаете ли", "эм..." (это даже и за слово-то считать нельзя) и т.д., и т.п..

Второй вопрос меня просто поразил:

2. В чём заключается главная идея стихотворения С.А. Есенина?

Ну что? Что может ответить среднестатистический ученик какого-нибудь 11-"Б" класса, которому отроду  16-17  лет? "Главная идея этого стихотворения, Марья Ивановна, - гулять, бродить и транжирить своё время". Ну, правильно! Там же так и написано: "...Ведь каждый в мире странник - пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом..."; "...Не жаль мне лет, растраченных напрасно, не жаль души сиреневую цветь..."                                                                                                                                        

Сейчас, наверняка, читатели меня осудят за столь высокомерную оценку современных школьников. Действительно, по какому праву я могу так цинично рассуждать о детях - возможно, даже об их чадах? Но об этом спрашивать нужно не меня, "образованные граждане". Спросите об этом у тех, кто составил те два вышеуказанных вопроса по поводу, казалось бы, всем давно известного стихотворения Сергея Александровича. Спросите об этом у нашей "священной" системы образования, которая позволила составить такие вопросы. Нет, ну ей-богу, посудите сами: какой неслыханный каламбур образуется в голове несчастного ученика 11-"Б" класса, когда он вникнет в свои же ответы на заданные ему вопросы. "Почему?! Почему такой ужас, Марья Ивановна?! В одном случае: "отговорила роща золотая...и журавли печально отлетают"; а в ответе на второй вопрос - нужно гулять и разгромить свою юность к чертям". Может, потому что Учебник, сделал всё, чтобы мы потребляли только то, что посчитают нужным "свыше".

Ведь там - с вершин "олимпийских" кабинетов не видно ни деталей, ни всех остальных частей нашего общества. Оттуда замечают только туманное море безликого детства и юности. В самих же кабинетах находится, так скажем, макет абстрактного ребёнка, созданный из самых лёгких материалов: бумаг, примитивных идей и нескольких физиологических потребностей, заложенных природой (ну, без них никуда). Сама же техника воспитания остается незамеченной, а следовательно - не очень-то и нужной. Всё, что нужно "олимпийцам", смотрящим на нас с вершин, - это всего лишь тысячи таких же манекенов похожих на тот, что стоит у них в кабинетах.

Так в чём же заключается наше современное образование? Всё, чему я научилась в школе, а затем в ВУЗе - это лишь то, что я обязана работать. Зачем? Ну, конечно же, чтобы зарабатывать деньги. Зарабатываем деньги, чтобы купить еду. А еда нам нужна для того, чтобы ещё лучше работать. И мы, действительно, ещё лучше работаем - зарабатываем ещё больше денег. Затем же покупаем ещё более калорийную еду, ещё лучше работаем, чтобы купить себе недельную путёвку куда-нибудь в Европу поближе к морю. Зачем путёвку? Чтобы отдохнуть. А зачем отдохнуть? Чтобы, чёрт возьми, ещё лучше работать. А лучше работая, мы заработаем ещё больше денег. И наконец у нас будет столько денег, что мы сможем бесперебойно работать 24 часа в сутки! Ура! Именно этого я всегда хотела добиться, приходя на уроки истории, математики, литературы; исписывая свои тетради тройными интегралами и выводами законов Фарадея. Именно поэтому я так свято верю в непоколебимую правоту нашей системы образования, в правоту нашего Учебника.

Признайтесь, вы ведь тоже в это верите? Ведь невозможно не верить в "святыню".

 

Победина Валентина

Опубліковано: 09.03.2014