Несоответствие между характером человека и его личными способностями неоднократно приводило в недоумение даже самых опытных педагогов. В одних случаях наблюдается наличие больших природных способностей и полнейшее отсутствие необходимых качеств характера, которые бы обеспечили использование способностей, а также их развитие. В других случаях наблюдалась прямо противоположная ситуация: при цельном характере и высоком уровне работоспособности человек в деятельности достигает небольших результатов вследствие недостатка способности, в некоторых случаях испытывая при этом крайне тяжелое переживание своей ограниченности, даже некоторой “неполноценности”. Противоречия, которые возникают между человеческими способностями и личным характером, могут быть объяснены условиями жизни и воспитания. В одних случаях обстоятельства жизни и воспитания не обеспечивают гармонического развития личности, формирования тех качеств характера, которые бы способствовали неуклонному росту успеха в определенной деятельности, а тем самым и развитию способностей. Обращая внимание на склонности ребенка, и, разгадав за ними способности, окружающие подчеркивают его возможности, при этом нередко переоценивая успехи, и тем самым формируют высокие, необоснованные притязания ребенка, самоуверенность и таящееся в ней легкомыслие. Репетитор, в отличие от школьного учителя, может более точно определить предрасположенности своего воспитанника, и описать действительную картину его родителям. В результате такой беседы родители могут немного скорректировать свое поведение. Обращая главное внимание на способности ребенка, взрослые часто не задумываются над формированием внутренних предпосылок реализации способностей: таких черт, как собранность, организованность и работоспособность. В результате может возникать разлад между возможностями и реальными делами личности, между способностями и характером, а также между притязаниями и возможностями. Все это, в конце концов, приводит к внутреннему конфликту. В одних случаях этот конфликт завершается решением работать над своим характером и развитием способностей, но в других это может привести к мелочной зависти и оправданием своего ничегонеделания якобы неблагоприятными внешними обстоятельствами. Бывает и так, что у человека воспитаны трудолюбие, деловитость и аккуратность, но не сформированы предпосылки к реализации способностей: человек не привык самостоятельно думать, самостоятельно анализировать, делать выводы и принимать решения. При необходимости проявить инициативу, человек оказывается в весьма затруднительном положении, и нередко попросту отказывается от преодоления этого препятствия. Нередко родители стремятся развить у ребенка то, для чего нет ни недостаточных предпосылок, ни соответствующих склонностей, при этом завышая его реальные достижения. Сталкиваясь впоследствии с объективными оценками, такие дети могут вступать в конфликтные отношения с педагогами. Но, если у человека сформированы положительные черты характера, а им осознан действительный уровень его способностей, то таким образом он сможет наиболее гармонично сочетать эти качества для достижения намеченного результата. Частный преподаватель – репетитор – в этом случае может выступить в качестве консультанта по достижению сочетания способностей с врожденными чертами характера.

Опубликовано: 04.09.2015