Возможно, Вы уже знаете, что существует три вида мотивации: мотивация от плохого (стимуляция), мотивация к хорошему (собственно мотивация) и самомотивация (не зависит от внешних обстоятельств, внутреннее побуждение).

 

    В обучении чаще всего используется первых два вида. На них тратится много сил и энергии. Эти виды не постоянны и требуют "постороннего наблюдателя и контролера".


    Третий же вид, как «вечный двигатель» – один раз запустил, а дальше самостоятельно вырабатывает энергию. «О чудо! Как этого добиться от учеников и детей?» – скажете Вы. Ответ прост: задавайте больше вопросов.


Ниже приводим 5 основных рекомендаций:

 

    1. Задавайте открытые вопросы. Задать закрытый вопрос – значит избавить ребенка от необходимости думать. Задать открытый вопрос – значит заставить его думать самостоятельно.

 

Примеры открытых вопросов: Если бы ты знал ответ, то что бы сказал? Какие могут быть последствия для тебя и других? Какими критериями ты пользуешься? Что для тебя в этом самое трудное? Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте? Представь диалог с самым мудрым человеком. Что он тебе скажет? В чем ты выиграешь/проиграешь, если сделаешь/скажешь? Если бы так сделал/сказал кто-то другой, что бы ты подумал/сделал/сказал? А что еще? И Я не знаю, что делать. А ты?

 

    2. Определите свой стиль руководителя.

По мере взросления ребенка Ваш стиль руководства должен идти от полного диктата к полной либеральности. Ослабляйте контроль, передавайте ответственность в соответствии с возрастом Вашего ребенка, переставайте отвечать за его ошибки, давайте возможность детям исправлять собственные неудачи. Ваша задача к переходному возрасту стать мудрым советчиком и доверенным лицом. Для некоторых родителей передача ответственности переходит в ранг трагедии, поэтому стоит обратиться к детскому психологу, чтобы проработать этот пункт.

 

    3. Ставьте цели

Учитесь вместе с ребенком ставить конечные и промежуточные цели. Мотивацию увеличивают промежуточные. В них есть конкретика, близкий измеримый результат, ощущение продвижения, чувство успеха. Опять же, ребенок должен сам поставить эти цели. Задача родителей задавать нужные вопросы. Конечная цель – это мечта, недостижимый образ, но он необходим для целостности восприятия. Эти цели окрыляют и дают долгосрочную перспективу.

 

    4. Смотреть вглубь проблемы

Очень часто плохая успеваемость является только вершиной айсберга. Необходимо разобраться с первопричиной проблемы. Родителям и учителям это сделать довольно сложно, ведь есть предвзятое отношение и прошлый негативный опыт. 2-3 консультации с опытным детским психологом по Скайпу помогут посмотреть на ситуацию свежим взглядом и разобраться с первопричиной.

 

    5. Говорите о чувствах

Для выяснения чувств задавайте следующие вопросы: Что ты чувствуешь, когда тебя неожиданно вызвали к доске? Какой осадок у тебя остался после...? Чего, по-твоему, ты боишься? В какой части тела ты чувствуешь напряжение? Каким образом ты сам мешаешь себе хорошо учиться? Какое у тебя возникает чувство, когда ты знаешь, что хорошо справился с заданием? Как бы ты оценил по 10 балльной системе свою уверенность хорошо ответить на уроке?

 

    Эти 5 рекомендаций необходимо выполнять постоянно, полностью перестроив свои взаимоотношения с ребенком. Внутренняя мотивация на то и внутренняя, что исходит от самого ребенка. А для этого ему необходимо научиться планировать, анализировать, быть осознанным в своем выборе и действовать самостоятельно. Это не приходит само собой. Лучше, когда помогают любящие родители и заботливые учителя. Они показывают пример и обучают при помощи вопросов: как и что необходимо делать, чтобы стать успешным в этой жизни.

 

 

Читайте также: Практическая психология развития личности

 

 

Опубликовано: 06.04.2016