Первое, что необходимо выяснить во избежание недоразумений, что же мы будем подразумевать под привычкой. Определений, как таковых, существует великое множество, но для простоты используем следующее: привычка – это усвоенное действие, со временем ставшее потребностью. К примеру, ребенок овладел некоторыми гигиеническими навыками: он умеет мыть руки, или чистить зубы. Однако этого мало. Необходимо, чтобы у ребенка образовалась привычка всегда мыть руки перед тем, как сесть за стол или чистить зубы по утрам. Привычка заставляет человека поступать определенным образом, частично формирует его характер и образ жизни. Не зря же существует присловье, что привычка – это вторая натура. Задача педагога – это не только воспитание правильного, разумного отношения к вопросам поведения, но также и воспитание правильных привычек. Что под этим подразумевается? Не только и не столько намеренное, обдуманное применение определенного образца поведения в конкретной ситуации, но несознательные поступки, которые постепенно стали неотъемлемой частью личности человека. Навык, как правило, формируется путем сознательных усилий при выполнении упражнений. Привычка же может возникать без определенных усилий со стороны человека. К примеру, строгий распорядок дня, пример окружающих, многократное повторение одних и тех же действий приводит к тому, что у человека (порой незаметно для самого себя) появляются определенные привычки. У детей же такие привычки часто возникают за счет слепого подражания, “копирования” поведения взрослых. Привычки возникают у ребенка в процессе оперирования предметами, в результате общения с взрослыми или сверстниками, а также во время расширения собственного кругозора. Древнеиндийская пословица гласит: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Так или иначе, привычки, заложенные в самом раннем возрасте, являются наиболее долговечными, порой определяющими дальнейшее поведение человека. В процессе обучения репетитор может лишь самым незначительным образом формировать привычки своих воспитанников – для этого попросту не хватает времени. Поэтому важно, чтобы привычки формировались за счет ярких примеров, которые подаются педагогом. Нет, не стоит в присутствии ученика три раза проговаривать молитву “Отче наш” перед тем, как решать очередное задание – это, согласитесь, как-то странно будет выглядеть. Но вот все время дочитывать условие задания до конца – а если непонятно, то по нескольку раз – вариант получше. Сегодня наблюдается одна любопытная тенденция, связанная с процессом воспитания. Нередко родители, сами выросшие и выученные во времена Советского Союза, стараются процесс учебы сделать органической частью процесса воспитания. Это вовсе не странно. К примеру, одному из педагогов того времени, К. Д. Ушинскому, принадлежит следующая мысль: “Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, потому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность” (цитата датируется 1953-м годом). Иными словами, успехи ребенка в школе напрямую связывают с его нравственностью и моральными чертами характера. Репетитор должен в своей работе разграничивать эти процессы. Иначе ученик, чего доброго, однажды процитирует небезызвестные слова Эллочки Щукиной: “Не учите меня жить!” Таким образом, привычки представляют собой фундамент поведения личности. С точки зрения процесса обучения, их можно назвать катализатором усвоения знаний.

Опубликовано: 04.09.2015