Одним из основных предназначений учителя является развитие способностей учащихся. Но при этом необходимо помнить о следующих основных условиях, обеспечивающих успех его деятельности. Первое условие – знать ребенка во всех отношениях. Ну, или хотя бы попробовать узнать его. Это позволит выявить ту область знаний и ту деятельность, к которой ребенок является наиболее способным, а также учесть те недостатки в его природной организации и развитии, на которые нужно обратить особое внимание, чтобы развить нужные качества и образовать в случае надобности механизмы, необходимые для дальнейшей успешной деятельности. Второе условие – обеспечить соответствие между уровнем обученности и уровнем обучаемости. В практике работы школы обращают главное внимание в первую очередь на то, в какой степени ребенок овладел определенным объемом знаний, и совершенно упускали из виду, насколько ребенок овладел умением учиться. Иными словами, вовсе не учитывалось то, насколько развилась у ребенка обучаемость, которую способностью назвать-то не нельзя, но можно охарактеризовать как навык приобретения и систематизации новых знаний. Третье условие – процесс обучения должен носить не механический, но творческий характер. Первостепенное значение имеет постановка перед учащимся проблемных вопросов и творческих заданий, которые вначале решаются с помощью учителя, а затем все больше и больше самими учениками. Четвертое условие – сочетать обучение с практикой. Только при этом условии создаются универсальные связи и та “умелость”, которая обеспечивает решение как теоретических, так и практических задач. Пятое условие – формировать активные черты личности, и в первую очередь, самостоятельность и организованность. Нет никакой потребности замыкать учащегося в узких рамках отсутствия инициативы, поскольку это может перейти в стабильную и очень трудно изменяемую привычку. Шестое требование – правильно сочетать общие требования с индивидуальным подходом к учащимся. Естественно, что “индивидуальный подход” каждый учитель и каждый репетитор может выработать, основываясь сугубо на собственном преподавательском опыте. Способности могут развиваться неравномерно. Нередко временный застой в их развитии воспринимается как определенный достигнутый “потолок”, или как неспособность дальнейшего обучения (если обучаемость находится на низком уровне). Однако порой бывает достаточно выяснить причины застоя (среди них может быть переутомление, потеря интереса или его переключение, трудности, возникающие вследствие пробела в знаниях) и попытаться устранить эти “тормозы” в развитии, как способности могут развиться и подняться на новый, более высокий уровень развития. Отдельно стоит упомянуть о так называемых неспособных учащихся: ведь они “ни к чему не способны” именно потому, что мы не знаем, к чему они способны! Очень часто проблемные ученики остаются в стороне именно потому, что учителя даже не пытаются вытянуть их из порочного круга недостаточных знаний и неразвитых способностей. Репетитор же не имеет на это право – проблемные ученики часто удивляют своими результатами. И даже в очень хорошем смысле слова.

Опубликовано: 04.09.2015