В Украине разница между высшым образованием и миром за его пределами настолько велика и бросается в глаза, что не обратить на это внимание – сложно! Далеко ли структура и прицнипы высшего образование в Украине от западных стран? – Да!

Liberal arts
Современное образование в мире уже невозможно представить без программ Liberal Arts. Эта образовательная модель получила распространение во второй половине ХХ века – сперва в США, а затем и в европейских странах.Задача программ Liberal Arts – предоставление широких возможностей для развития личности студента, обучение критическому мышлению и умению выражать свои мысли. Студенты приобретают не специализацию в узкой области, а обширные знания (в том числе междисциплинарного характера) в рамках выбранной концентрации курсов. В рамках этой модели образования много внимания уделяется гуманитарным и социальным наукам. Образование по модели Liberal Arts готовит к возможности постоянного изменения своего профессионального выбора и профессиональной идентичности в современном мире.

Обучение в рамках программ Liberal Arts позволяет развивать следующие умения и навыки студентов:

1. Навыки оценочного и критического мышления;
2. Навыки креативного мышления;
3. Способности к эффективной устной и письменной коммуникации;
4. Навыки критического и рефлексивного чтения;
5. Возможность проводить исследование и эффективно организовать материал;
6. Умение реализовывать независимые суждения;
7. Способность сотрудничать с другими, создавать коллективные проекты, работать в команде единомышленников;
8. Уверенность в себе и самопонимание

и многое другое.

 Как не крути, а отличий от украинского образования много. Ведь, по программе Liberal arts студент может забыть о диктаорских моментах в университете, потому что установка на диалог - преобладает,  главная ориентация – на выбор студента. Только задумайтесь, каждый студент проходит индивидуализированое обучение, ведь они сами выбирают курсы, которые хотят изучать, кроме того – есть возможность посещать другие, дополнительные курсы! Каждый студент получает уникально карту компетенций.

 Не смотря на все плюсы такой программы образование, в Украине, пожалуй, она не сможет ужиться  в ближайшее время. Ведь люди плохо понимают, зачем получать образование, не получая конкретной специальности. Не понимают этого ни ученики, ни родители, ни учителя. Что будет делать бедный ребенок после окончания вуза? Какая польза от образования, которое не учит ничему конкретному? Но, все прекрасно понимают и знаю, что связь между полученым образованием и професией часто далеко друг от друга, особенно это касается гуманитарных наук.



Давайте, тогда, все-таки, детально рассмотрим откуда взялась такая уникальная (нам пока что – дикая) идея:

1. Традиции
 В сущности, модель свободных наук и искусств лежит в основе всей европейской образовательной традиции. Даже у древних греков можно увидеть некоторые из её принципов: образование должно было сделать человека ответственным гражданином, который способен публично выражать свои мысли, защищать свои права в суде и участвовать в общественной жизни города и государства.
 В XIX веке либеральное образование начала набирать обороты, а до этого по похожей программе учились в первых европейских университетах — Болонье, Кембридже, Падуе — где в учебную программу входили такие предметы как риторика, астрономия, математика, музыка, история, древнегреческий язык и этика. В 1850 – 1899 годы в Соединенных Штатах Америки было создано 212 колледжей, работающих по этой модели. Тогда же возникает и сам термин «liberal arts». За ним стояла следующая идея: образование должно готовить не только к сугубо профессиональной или научной, но и к общественной жизни. Либеральное образование формирует в человеке самостоятельность, готовность брать на себя ответственность за общественные проблемы и умение противостоять политическим демагогам. Студенты получили право выбора дисциплин, возможность сочетать традиционные и современные предметы. Чтобы держать в эту свободу в разумных пределах, курсы начали делить на две ступени: общее образование (minor) и более специализированное (major). Последние два года обучение должно было быть сконцентрировано на отдельной области знаний, которую студент для себя выбрал.



2. Принципы
 В самом общем смысле современное либеральное образование — «высшее образование, призванное воспитывать в учащихся желание и способность учиться, критически мыслить и умело выражать свои мысли, а также воспитывать граждан, способных стать активными участниками демократического общества».
 Учитывая, что модель либерального образования «используют» уже не только в США и Европе, а и в некоторых странах Азии, не странно, что еще с момента «зародыша» эта программа высторила принципи, по которым все работает. Конечно же, их можно модифицировать, но основа заложена:
1. Гибкий учебный план
2. Акцент на личности
3. Взаимосвязь между разными областями знания.
4. Развитие исследовательских способностей

У такого образования есть три основных задачи — и, как минимум, три преимущества. Оно учит мыслить, учит анализировать свои умозаключения, грамотно выражать их на письме и в устной речи, и учит учиться — отсеивать и впитывать новую информацию, развиваться и адаптироваться к новых условиям на протяжении жизни.



3. Методы
 В отличие от специализированного высшего образования, модель свободных наук и искусств предполагает диалогичность образовательного процесса.
В традиции либерального образования традиционно приняты следующие форматы обучения:

1. Сократическое обсуждение. Вместо традиционных лекций главное место в образовательном процессе здесь занимают совместные обсуждения материала, который студенты освоили ещё до посещения занятия.
2. Чтение. У студентов должно быть время на то, чтобы освоить большой объем литературы по общим курсам и выбранной специальности — иначе у них не будет материала для осмысленного обсуждения.
3. Письмо. Студенты должны много и часто писать, потому что без этого очень сложно научиться правильно мыслить. По словам Фланнери О'Коннор, «Я пишу, потому что не знаю, что думаю, пока не прочитаю, что сказала».

Конкретные методы и образовательные практики сильно зависят от специализации, но развитие самостоятельно мышления через письмо и речь всегда находится в центре обучения. Кроме того, важное значение имеют индивидуальные консультации с преподавателями и проектная работа.

«Индивидуальная траектория», о которой часто говорят в последнее время — это как раз про либеральное образование.



4. Настоящее и будущее
 Колледжи, работающие по модели свободных наук и искусств, по-прежнему распространены в первую очередь в США, но отдельные образовательные программы есть во многих университетах Европы, а с недавнего времени — в Азии и постсоветском пространстве.
 С середины XX века либеральное образование распространяется по всему миру. Первый японский университет liberal arts открылся в 1957 году, а уже в 2011 году запустилась совместная программа Йельского университета и Национального университета Сингапура, которая готовит первых в этой стране бакалавров свободных наук и искусств.

Главное, что отпугивает людей от слов «свободные науки и искусства» — устойчивое подозрение в невостребованности такого неутилитарного подхода к образованию. Но противоречие между хорошим трудоустройством, высокой зарплатой и прочими прелестями жизни — с одной стороны, и развитием критического мышления, которое сочетает широту охвата и глубину изучения предмета — с другой, — это ложное противоречие.В мире, где люди уже сейчас меняют работу в среднем 8 раз на протяжении жизни, где экономика постоянно перестраивается, «мягкие навыки», которые развивает либеральное образование, необходимы каждому прежде всего остального и как никогда раньше.

А как вы считаете, возможно ли ввести метод liberal arts в систему образования в Украине?

Опубликовано: 06.06.2016