Образовательного онлайн-контента пруд пруди. Что же мешает школьным учителям нещадно эксплуатировать его в своей непростой работе? И возможно ли вообще применение онлайн-контента в рамках общеобразовательной школьной программе?



Какие возможности появились вместе с онлайн-курсами для школьников:
1. Возможность подготовки к ВНО в формате онлайн.
2. Любой может пройти курс интересующего вуза или специальности и заранее понять подходит ли это ему.
3. Дополнительное образование, расширение школьной программы
4. Полезное время препровождение, досуг.

К сожалению, или, к счастью, главную задачу учителя - помочь усвоить обязательную общеобразовательную программу - онлайн-курсы пока что не решают.
Есть, конечно, энтузиасты. «Лекториум» на своём курсе по физике обнаружил целый записавшийся класс. Получается, что курс послужил кому-то содержательным фундаментом для модели смешанного обучения. Конечно, здесь стоит поблагодарить учителя, который смог организовать эту работу со своими учениками.

Вывод: если именно учителю онлайн-курс покажется полезным и удобным, следовательно, его увидят и ученики. Нужно делать удобный инструмент именно для учителей.



В школе нет Интернета:
На самом деле во всех школах должно быть подключение Интернета со скоростью 30 Мб/сек. Более того, многие школы уже имеют каналы 100 Мб/сек. Тем не менее многие учителя жалуются на полное его отсутствие. В такой ситуации возникает момент активной позиции. Учителя вынуждены вставать со своих "удобных кресел" и выяснять у администрации технические (иногда и не только) проблемы, из-за которых нету доступа к Интернету. А оно им нужно?

Да! "Оно" нужно учителям:
 Решить вопрос (если таковой есть) с доступом к Интернету это всего лишь один "напряг" на пути к облегчению работы. Во-первых, учителю не приходится быть «говорящей головой», преподносящей теорию. Онлайн-курс может предоставить свою говорящую голову, которая, может быть, даже лучше говорит (ничего личного). Во-вторых, появляется приятный бонус: экономия времени на домашних заданиях. Часть самостоятельной работы можно проводить через упражнения на платформах с автоматизированной проверкой.

Основные проблемы, почему учителя до сих пор к этому не пришли:
 Самая главная проблема - незнание. Но, как известно, это не освобождает никого от ответственности. Многие учителя банально не осведомлены в существовании таких платформ, которые могу не просто упростить, а сделать за них работу. Второе - перегруженность учителей рутинной бюрократической отчётностью, отсутствие времени (да и желания) освоить даже простые интуитивно понятные инструменты. Имеет место быть и несоответствие курсов школьной программе, что усложняет "сотрудничество".Следовательно, на основе всех вышеупомянутых проблем возникает недостаточное количество образовательного контента. Нет потребителя - не товара.
 Как ни странно, школьники утверждают, что самостоятельно пройти курс и потыкать в телефоне сложнее, чем слушать объяснения учителя. Ну, и не стоит забывать про родителей  (особенно в регионах), которые не готовы позитивно принять онлайн-форматы самостоятельной работы своих детей. И, наконец, отсутствие внешней оценки качества.



Что нужно сделать, чтобы учителя начали применять онлайн-курсы в школе?
Начинать нужно с малого: очень плавного и постепенного использования инструментов онлайн-обучения в классной и домашней работе. Если инструмент бесплатный — проблем с таким частичным внедрением вообще не возникнет.

Что нужно сделать, чтобы учителя начали сами создавать свой онлайн-образовательный контент?
 Идей реализации модернизации учёбы в школе через онлайн-курсы может быть очень много. Например, учитель на телефон снимает трёхминутный ролик на конкретную тему по конкретной дисциплине. Минимум технических средств, максимум эффекта. Главное - желание!

Для региональной школы всё вышеизложенный звучит по меньшей мере фантастично. Даже в лучших школах городов-миллионников в регионах случаи использования онлайн-форматов в обучении стремятся к нулю. Учителя даже не знают, что такие способы существуют. В сфере дополнительного образования онлайн-курсы имеют гораздо более широкое распространение даже в регионах. А вот до полноценного применения онлайн-формата в рамках школьной программы нам ещё далеко. И без помощи главного связующего звена между учебным материалом и учеником — без учителя — сфере онлайн-образования не обойтись.

Опубликовано: 22.07.2016