“Я знаю только то, что ничего не знаю” – примерно так говорил Сократ. Иное изречение, известное благодаря Артуру Блоху, издавшему “Законы Мерфи”, звучит так: “Кто умеет что-то делать – тот делает, кто не умеет – учит, как делать. А кто и на это неспособен – учит, как учить”. Знания не могут существовать лишь ради знаний. Изначально возникая в практической деятельности, знания постепенно могут отчуждаться от практики, и вновь возникшие теоретические обобщения значительно обгоняют уровень существующих в настоящее время потребностей. Знание постепенно превращается в умение лишь под воздействием постоянных практических упражнений. Иными словами, для выполнения любого действия человеку необходимы, в первую очередь, сведения о системе движений, которые обеспечат достижение определенной цели. Эти знания запечатлеваются в виде двигательных представлений. Умением же называют и самый элементарный уровень выполнения определенных действий, и своеобразное мастерство человека в выполнении данного вида деятельности. О первокласснике, который закончил изучение букваря, говорят, что он умеет читать. Взрослый тоже умеет читать. Если не учитывать разницы в знаниях, которыми они обладают, то между этими двумя “умениями” лежит путь многолетней практики выработки навыков чтения. Таким образом, элементарные умения – это действия, возникшие в результате знаний или те, которые базируются на подражании. Умение-мастерство возникает в ходе выполнения деятельности, на основе уже отработанных навыков и знаний. Ребенок овладевает какими-то определенными действиями на основе подражания. Знания он накапливает в результате наблюдений за действиями взрослых и показа их выполнения. Постепенно, комплекс приобретенных навыков формирует часть линии поведения. При переходе умения в навык происходит ряд изменений. Во-первых, сокращается время выполнений действий. Например, только что научившийся писать первоклассник может написать одно слово за минуту, в то время, как у взрослого скорость написать превышает скорость писания малыша в несколько десятков раз. Во-вторых, исчезают лишние, ненужные движения. В-третьих, отдельные самостоятельные движения постепенно превращаются в единое действие. Примерно таким же образом происходит и обучение решению определенных заданий. Не зря же, как только человек на самом деле понял, каким образом решать задачу, сможет отличить алгоритм ее решения от алгоритмов подобных заданий, которые встречались ранее. Он “узнает” эту задачу в будущем – каждый репетитор должен стремиться к выработке такого навыка у своих учеников. Именно поэтому особенностью навыков является их автоматизация. Выработанные навыки не требуют контроля сознания при их выполнении. Замечено, что на стадии довольно хорошо отработанного навыка сознательный контроль замедляет его выполнение. К примеру, человек, анализируя каждый шаг своей походки, теряет уверенность в движениях. Таким образом, в любом виде деятельности овладение правильными приемами ее исполнения и превращение отдельных ее компонентов в навыки, является первоочередной задачей успешного выполнения деятельности.

Опубликовано: 04.09.2015