Едва ли не самым большим вызовом сегодня являются вопросы мотивации учащихся, их вовлеченность в обучение и занятия. Как же найти эту волшебную кнопку, нажав на которую можно было бы с легкостью определить, что именно мотивирует нашего ученика.
Есть разные виды мотивации: внутренняя, внешняя. Если студентов побуждают к обучению только стремление получить диплом, стремление избежать наказания или неодобрения старших, то можем говорить, что такие студенты внешне мотивированы. А когда студент получает удовольствие от процесса или содержания деятельности, то мотив можно считать внутренним.
Можно использовать следующие внутренние мотиваторы:
- Знания необходимые для осуществления мечтаний
- Знания необходимы, чтобы найти свое призвание
- Знания дают уверенность в себе
- Знания расширяют кругозор
- Знания дают самостоятельность
Со временем и возрастом мотивационные мотивы могут изменяться.
На что обратить внимание, чтобы проложить мостик между учеником и учителем и заинтересовать студента в учебе?
Интересуйтесь интересами ваших учащихся и планируйте занятия, учитывая их хобби и интересы. Учить язык гораздо интереснее, когда тебе импонирует тема и есть возможность открыть его для себя с другой стороны, проникнуть в детали, при этом обогатив свой словарный запас и набор грамматических конструкций, которыми владеешь. Когда студент понимает, что тема касается его, его жизни, опыта и умений, пробуждается интерес. Самая интересная тема для каждого – он сам, темы, где можно изучить себя.
Важно давать конструктивную обратную связь, не оценивать и не сравнивать. Ведь у многих студентов присутствуют школьные воспоминания, что они недостаточно сообразительны и старательны. Поэтому, когда мы оцениваем студента словами «хорошо», «плохо», у него может сформироваться страх поражения и внутренний барьер к обучению. Наоборот, нужно поощрять студентов совершать ошибки и анализировать их, ведь это способ проработать материал, изучить его глубже и двигаться дальше.
Используйте дидактические игры, чтобы сделать атмосферу положительной, интерактивной, добавить разнообразие в учебный процесс.
Меняйте формы работы с аудиторией, ведь монотонность в занятиях вызывают скуку. Также наблюдайте за тем, каким способом информация усваивается лучше всего. Кто-то лучше всего усваивает материал на слух, кто-то – визуально. А для кого-то лучше, когда объяснение учителя есть в записи. А еще кому лучше воспринимать материал в интерактивной форме. Вы можете провести эсперимент и предложить своим ученикам объяснение одной темы разными способами. Пусть изберут себе то, что им по душе.
Эмоционально окрашивайте свои уроки, используя мемы, комиксы, шутки.
Используйте инструменты для визуализации.
Давайте студентам выбор. Это не значит, что они должны диктовать, изучаем мы определенную тему или нет. В рамках темы можно предложить несколько опций на выбор. Студент не буду отказываться от темы, он может только выбрать, какие подтемы ему больше отзываются и какие способы их изучения импонируют. К примеру, студент может отказаться от выполнения проекта по завершению темы, потому что не очень любит дизайнерскую работу или выбрать больше интерактивных занятий.
Предложите своим ученикам саморефлексию в конце исследования темы. Пусть студенты оценят, что они научились делать, какие обороты речи отточили, в каких ситуациях могут их использовать, а над чем еще стоит поработать и где они чувствуют себя не очень уверенно.
Предлагаю вашему вниманию задачи для студентов, чтобы лучше понять их мотивацию учащихся. Приготовьте онлайн карты, на которых будет написано начало предложения:
- На занятиях я ненавижу…
- На занятиях мне нравится…
- Я буду лучше заниматься, если…
- Моя мечта, чтобы на занятиях…
- Перед уроком я чувствую…
Изучение языка должно быть насыщенным, интересным путешествием, которое может принести целую кучу ярких эмоций.