Как поступить в театральный университет с первого раза?

Обновлено 13.04.2025

Єлизавета Н.

Я работаю в детских театрах-студиях с 2015 года и ко мне каждую осень ученики 10-11классов приходят с одним и тем же вопросом: как поступить в театральный университет с первого раза? Примерно аналогичные вопросы волнуют и их родителей. Я поступила в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения им. И. К. Карпенко-Карого с первого раза, и точно могу сказать, что мотивации и уверенности в себе недостаточно, чтобы мечта детства (а чаще всего с этого начинается разговор с моими учениками и будущими абитуриентами) стала явью. За успешным поступлением стоит, как правило, серьезная подготовка. И я это приветствую. Мой личный опыт тому подтверждение: я готовилась 10 месяцев и ни разу не пожалела об этом, так как действительно, моя мечта детства стала явью. 

Итак, моя первая и главная рекомендация - нужно готовиться! Проза, выученная в поезде, возможно, и обернется для Вас бюджетным местом в театральном, но, к сожалению, это большая редкость, и я лично успешных примеров за 10 лет еще не встречала. Театральный университет - это очень специфическое место. Студент, помимо общеобразовательных лекций, имеет такие дисциплины как танец, фехтование, бесконечные репетиции и т.д. График, в котором ты уже свободен после 14:00, - это призрачный сон будущего актера или режиссера. Конкурс в театральный университет огромен, каждый год число мечтающих стать звездой театра и кино возрастает, поэтому есть особые условия для всех желающих - это творческий конкурс. И он, действительно, требует подготовки. 

«Как выбрать себе репертуар?» - это второй по популярности вопрос среди абитуриентов. Я всегда говорю: искать. Читать школьную и современную литературу, ходить в театр и искать, искать, искать… Репертуар должен нравиться прежде всего Вам! Он должен стать вашим «оружием» и вашей визитной карточкой в прохождении консультаций, чтобы получить допуск к экзаменам, и, непосредственно, репертуар должен «выстрелить» на самом экзамене. Если на консультации к вашему репертуару не было никаких замечаний, значит с ним смело можно отправляться на экзамен. Всегда говорю своим ученикам: консультация - это твое первое «да», которое еще ничего не значит, поэтому получив допуск на экзамены, не забрасывайте подготовку, а оттачивайте свою программу, ищите в ней новые «манки» и инсайты.

Теперь, о программе. Самый игровой материал - это басня. Важно помнить, что в басне животные действуют как люди, поэтому выбирая басню ориентируйтесь на персонажей, которых нужно будет сыграть, и на то, насколько они близки вам или напоминают своим поведением ваших знакомых. Важно помнить - в басне лучше «переиграть», чем «недоиграть», но нужно, конечно, не забывать про меру.

Проза, по моему опыту, вызывает большой страх и ужас у абитуриентов. Что выбрать: описательный отрывок природы, текст с диалогами или лучше выучить сказку… Ответ простой - выберите то, что вам нравится, не поленитесь засечь время: проза должна быть не больше 5-10 минут. Поверьте, этого вполне достаточно, чтобы понять - вы «живёте» материалом или нет. Обращайте внимание на «динамичные» кульминационные отрывки, которые бы раскрывали Ваш темперамент и потенциал.

Со стихотворением, как правило, у абитуриентов проблем нет. Хотя бы потому, что в школе мы учим много стихотворений, и это прекрасно, но… Приемная комиссия театрального университета уже наизусть выучила все то, что мы проходим в школе, и случается, что Вы нравитесь, но стихотворение, которое Вы выбрали, уже на столько приелось, что слушать его не хочется. Старайтесь создавать положительное впечатление о себе. Достаточно один раз пойти в библиотеку и попросить сборник современных авторов. Поверьте, вы получите удовольствие от прочтения и найдете что-то «свое», и слушать Вас будут с удовольствием и увлеченно. Свежий текст всегда вызывает интерес, не так ли?

И самое сложное, по мнению 85% абитуриентов - это монолог. Без сомнения, монолог как нельзя лучше раскрывает потенциал абитуриента, но я это понимаю как профессиональная актриса. Как практикующий педагог актерского мастерства и сценической речи знаю, что выбранный монолог требует больше всего репетиций и стараний, так речь идет, непосредственно, уже о создании образа. Здесь не просто важно найти в интернете монолог (что делают 70% абитуриентов), но и прочесть пьесу, учесть автора и время создания произведения, и, конечно же, «зажить» логикой персонажа, монолог которого, в конечном итоге, вы представите приемной комиссии. Частый вопрос: можно ли взять монолог не из пьесы, а из романа, например? Конечно, все очень индивидуально, но я всегда предлагаю познакомиться с 2-3 пьесами и там обратить внимание на некоторых персонажей по ряду причин: например, для будущего актера важно и нужно читать пьесы, ведь коллоквиум или собеседование в театральном так же никто еще не отменил. Во-вторых, не редко режиссер или актер, набирающий курс, уже имеет задум в голове на будущий ваш дипломный спектакль, и, повторюсь, не редко, ищет свои типажи под определенную пьесу. И здесь возможно попадание в типаж: например, будущий ваш руководитель курса хочет поставить дипломный спектакль по пьесе Антона Чехова «Дядя Ваня», а Вы выбрали монолог Астрова - интерес к Вам возрастает. От себя лично скажу, абитуриент, который не готовит монолог из пьесы, вызывает, все-таки, сомнения: почему не прочёл достаточно, чтобы выбрать и поработать над персонажем; возможно не понимает суть профессии, не любит читать и т.д… С другой стороны, хотела бы обратиться к своим коллегам-педагогам: не навязывайте материал, а Вы, будущие абитуриенты, не готовьте материал, который Вам не нравиться. Сцена безжалостна, и навязанный материал видно, и присвоить его практически невозможно, поэтому больше читайте и ищите то, что Вам действительно нравится. Не понравилась одна пьеса, не нравятся персонажи, беритесь за другую, расширяйте кругозор. Такие активные поиски всегда дают плоды, поверьте мне. Кто ищет – тот находит.

Хочу также обратить внимание, что важно интересоваться, кто набирает курс. Как правило, это либо актер, либо режиссер. Прочтите его биографию, сходите на его спектакль, либо же на спектакли, где он играет, посмотрите фильмы с его участием. В эпоху интернета, Вы с легкостью «познакомитесь» со своим будущим мастером быстрее, чем он с Вами. Ребятам, которые не живут в столице, я настоятельно рекомендую это делать и во время вступительных экзаменов, ведь прежде всего в театральном университете хотят видеть действительно интересующихся искусством молодых людей. Вы можете посетить учебный театр при университете, где играют студенты 4 и 5 курсов. Не трудно догадаться, что художественный руководитель четвертого курса этого года наберет новых первокурсников в следующем году. Понаблюдайте, какие типажи вы видите на сцене. При возможности, можете пообщаться с потенциальными будущими коллегами. Обратите внимание какой репертуар выбирает ваш потенциальный художественный руководитель. Не бойтесь знакомиться с миром, о котором Вы мечтаете.

Еще два важных пункта – танец и песня. Нередко мои ученики говорят мне: вот что-что, а это точно не могу! Я всегда отвечаю: можете! Это прекрасно, когда за плечами музыкальная или хореографическая детская школа, это только приветствуется! Но если такой подготовки нет, мой ответ однозначен: создайте из своего танца и песни маленький спектакль, проживите эти 2 минуты, обыграйте и сыграйте то, о чем поется, или то, про что Ваш танец, ведь Вы же на актерский поступаете, верно? Вам простят фальшивую ноту и неверное па в танце, а неискренность не простят.

Нужен ли педагог актерского мастерства при подготовке? Мой ответ, да. Если помните, я начала с этого. Я готовилась 10 месяцев к творческому конкурсу в театральный университет с педагогом-режиссером, и ни разу не пожалела об этом. Наличие педагога при подготовке – это не гарантия поступления, разумеется, но это гарантия того, что Вы будете идти в правильном направлении, прежде всего, развития себя и своей личности. В конце концов, на просторах интернета Вы найдете неимоверное количество историй знаменитых актеров и актрис, которые поступили не с первого раза в театральный университет, и их карьера сложилось наилучшим образом. Стоит ли попробывать и Вам? Уверена, стоит! Получится ли поступить с первого раза? Если начнете готовиться уже сегодня – получится! 

Понравилась статья? Оцените

3.75

На основе отзывов 4 пользователей

Єлизавета Н.

Автор и репетитор на BUKI: Єлизавета Н.

Тренер з риторики (дикція, голос, дефекти мови (р, ц, с)) та ефективної комунікації, психолог-коуч. Викладач акторського та ораторського мистецтва.

Цена

1000 грн/час

Рейтинг:

5(отзывов: 32)

Другие блоги автора

Ищете репетитора?

На BUKI посылают заявки на сотрудничество с репетитором каждые 4 минуты. Но уже 650 000+ студентов нашли преподаватели. Хотите присоединиться к ним?

Подобрать репетитора

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора