Мифологизм в украинской литературе

Wed Jun 18 2025 07:14:11 GMT+0000 (Coordinated Universal Time)

Христина Б.

Мифологизм в своем творчестве использовали не там многие украинские поэты. К самым ярким сторонникам мифологизма можем отнести Тараса Шевченко Богдана - Игоря Антоныча, Николая Воробьева, Игоря Калинца, Ивана Драча, Василия Глобородька. Для лучшего осознания проблематики мифологизма, коротко представим сведения о мифе и его основных принципах и принципах. Такое определение мифа приводится в «Теории литературы»:

Мифообразование развилось еще во времена первобытнообщинного строя и было присуще всем племенам и народам. Древние люди имели очень наивное представление о жизни природы и о своей общественной жизни. Главной особенностью их мышления было отождествление вещей, уподобление одним словом. О жизни природы они делали выводы на основании человеческой жизни, а о жизни людей – из явлений природы. Они оживляли природы, населяли ее духами, фантастическими существами и богами. Возникновение явлений природы (ветер, дождь, гром, молнию и т.д.) они воспринимали сознательными поступками оживленной природы.

Древние украинские языческие верования почти полностью укоренила христианская церковь, которая вела с ними борьбу на протяжении многих веков. Эта борьба и есть главная причина того, что древние наши мифы не дошли до нас в своей первоначальной форме и не создали отдельного рода устного народного творчества.

В литературоведении сегодня идет множество дискуссий вокруг феномена мифа. Так, имеем интересное мнение относительно этого дискурса у Я. Полищука: “Безусловно, сегодня нам никак не приходится возвращаться к

классического понятия мифа как пракультурного повествования о богах и героях. Миф - универсальный культурный феномен, значение которого выходит за конкретные временные измерения (однако в каждую эпоху устанавливается в духовных координатах времени) как первоначальный код символов, смыслов, мировоззренческих представлений или, по общепринятому в науке термину, архетипов”.

Если же говорить о мифологизме, то такое определение содержится в литературоведческом словаре под редакцией Громяка: Мифологизм — способ поэтической реализации мифа в произведениях оригинальной литературы. Значение мифа в литературном произведении не тождественно его семантике в первообразе и зависит от культуры эпохи, замысла писателя, жанра произведения. Переход мифического образа в поэтический связан с осознанием различия между субъективностью процесса познания и объективностью действительности. Один и тот же мифологический мотив, проработанный на протяжении многих веков, приобретает в каждой эпохе новые значения, служит способом воплощения новой проблематики и может со временем полностью потерять архаический элемент или же получить его новое, символическое выражение. Литература на всех этапах развития поддерживала тесную связь с мифологией. Миф постоянно «проникает» в литературу посредством мифем и мифологем. Параллельно с тем, что в литературе каждый раз возникают все новые и новые мифы.

Основным исследователем взаимоотношения миф – литература можем считать Нортропа Фрая. Ему принадлежит классификация, согласно которой он выделяет три возможных способа реализации архетипных символов в литературе, а также упорядочивает возможные способы организации мифов. Таким образом, исследователь предлагает следующую структуру:

• устоявшийся миф, который, как правило, касается богов или демонов и имеет форму двух контрастных миров полной метафорической идентификации, один из которых является желанным, а другой – нет;

• акцент на «реализме», все это делалось для того, чтобы сосредоточить всю важность не на форме фабулы, а на способе представления;

• «романтическая» тенденция, «подсказывающая невысказанные прямо мифические модели в мире, более тесно связана с человеческим опытом» .

Из украинских исследователей этого вопроса можем назвать Оксану Забужко, выдвинувшую такие соображения "...творец авторского мифадословно "платит" собственной жизнью, всей его чувственной и смысловой достоверностью целостно, за метафизическую истину своего квазилитературного универсалистского послания..."; ниже исследовательница добавляет: "...скоро в авторском мифе автор сам становится своим героем, то в ходе историко-культурного функционирования авторский миф неизбежно "вращается" мифом самого автора...".

Высочайшее проявление писательского таланта – творение вокруг себя персонального мифа, который будет разворачивать перед читателем новые стороны литературной фигуры автора.

Понравилась статья? Оцените

3.75

На основе отзывов 4 пользователей

Христина Б.

Автор и репетитор на BUKI: Христина Б.

Репетитор з української мови та літератури. Готую до ЗНО, ДПА, допомагаю у вивченні шкільної програм. Працюю офіційно (ФОП).

Цена

450 грн/час

Рейтинг:

5(отзывов: 5)

Другие блоги автора

Ищете репетитора?

На BUKI посылают заявки на сотрудничество с репетитором каждые 4 минуты. Но уже 650 000+ студентов нашли преподаватели. Хотите присоединиться к ним?

Подобрать репетитора

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора