Создание проблемных ситуаций на уроках математики

Wed Jun 18 2025 17:03:25 GMT+0000 (Coordinated Universal Time)

Олена Л.

В современной педагогике перед учителем существует много педагогических технологий для достижения той или иной цели. Но мне хотелось бы более подробно рассмотреть одну из современных технологий, которую по моему мнению, целесообразно иногда применять на уроках математики, как технология проблемного обучения.

Объясню, почему именно эта технология заслуживает отдельного внимания. Сейчас перед учителем стоит требование соответствия критериям "Новой школы". Один из ключевых компонентов формулы "Новой школы" является "педагогика партнерства" в основе которой лежит - общение, взаимодействие, сотрудничество.

Создание проблемных ситуаций на уроках математики эффективно способствуют такому взаимодействию.

У учителя возникает возможность учить исследуя, и исследовать обучая.

На уроках развиваются необходимые для жизни компетентности: глубина ума, гибкость и подвижность ума, интеллект, при решении задач связанных с жизнью формируется компетенция способности к реализации себя в социуме, творчества - потому что каждая задача требует творческого подхода, пусть и достаточно незначительного.

Создание проблемных ситуаций способствуют росту творческой активности, потому что процесс строится в соответствии с потребностями личности и индивидуальных возможностей детей.

Создание проблемных ситуаций через выполнение практических заданий.

Пример. № 1. Тема "Площадь квадрата". До урока вам было дано задание из газеты склеить 1 кв.м. Вы сделали это? Отлично. Давайте посмотрим, сколько людей поместится на нем. Выясняем, что 4 человека. Как вы думаете, возможно ли на квадратной площадке со стороной 30 км. поместить все население мира? (6,5 млрд.) Проблемная ситуация: нужно найти площадь площадки (площадь квадрата)

Создание проблемных ситуаций через выполнение небольших исследовательских заданий.

Пример. 6 кл.

При изучении в 6 классе темы "Отношение. Пропорция", с целью повышения познавательной деятельности учеников, заинтересованности школьников, предлагаю исследовать отношение частей собственного тела (части кисти руки, части всей руки, части лица), исследовать отношение частей ветвей разных видов деревьев. Таким образом знакомлю детей с "божественной пропорцией"- золотым сечением, разворачивая перед ними загадочный мир чисел.

Пример. 5 кл.

Тема "Длина круга". Еще древние греки находили длину окружности по формуле С = π-D, D - это диаметр окружности.

Вопрос: а что же такое π-?

Работаем в парах, выполняя необходимые измерения.

1. Обвить стакан нитью, распрямить нить, длина нити примерно равна длине окружности стакана. Чтобы получить более точный результат, нужно это выполнить несколько раз. Занесите данные в следующую таблицу.

2. Измерьте диаметр стакана линейкой. Данные занесите в таблицу.

3. Найдите значение π как неизвестного множителя (можно пользоваться калькулятором.).

4. Каждой паре занести вычисленное значение π в таблицу на доске.

Полученные значения π 1 пара 2 пара 3 пара среднее арифметическое = (1 пара +2 пара +3 пара): Значение π от 3,1 до 3,2 π это бесконечная дробь, современные машины могут определить до миллиона знаков после запятой. π = 3,1415926... Для того, чтобы легче запомнить цифры, надо посчитать количество букв в каждом слове высказывания: "это я знаю и помню прекрасно". В дальнейшей работе мы будем использовать значение π = 3,14 Исследование проведено. На уроке, кроме исследовательской работы, удачно использовалась работа в парах. Сотрудничество и взаимопомощь принесли желаемый результат. Проблема решена.

Имея успех в небольших исследованиях на уроках, некоторые ученики привлекаются к более серьезным исследованиям, требующим много времени. Это уникальная возможность для ученика сделать свое открытие, узнать то, что до него никто не знал. Исследования помогают расширить кругозор ученика, повысить самооценку, самоутверждаться, формировать исследовательскую компетентность. 

У Плутарха есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями. Работников было трое. К ним подошел человек и задал каждому из них один и тот же вопрос: "Чем ты занимаешься?" Ответ первого был таким: "Везу эту проклятую тачку". По другому ответил второй: "Зарабатываю себе на хлеб". Третий вдохновенно провозгласил: "Строю прекрасный храм!"

Поэтому, прежде всего, необходимо осознание школьниками полезности своего учебного труда, осознание мотивов своей деятельности. Конечно, в основе умственных способностей лежат природные задатки человека. Но задача учителя в том и состоит, чтобы развить эти задатки. Низкая потребность в поиске не только делает жизнь пресной и бесполезной, но и не гарантирует здоровья и долголетия.

Понравилась статья? Оцените

5

На основе отзывов 3 пользователей

Олена Л.

Автор и репетитор на BUKI: Олена Л.

Працюю вчителем математики. Репетитор з математики.

Цена

200 грн/час

Рейтинг:

5(отзывов: 7)

Другие блоги автора

Ищете репетитора?

На BUKI посылают заявки на сотрудничество с репетитором каждые 4 минуты. Но уже 650 000+ студентов нашли преподаватели. Хотите присоединиться к ним?

Подобрать репетитора

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора