Индивидуальное обучение: какие есть возможности для того, чтобы учиться в домашних условиях в Украине?

25.09.2019

Анна Г.

Статьи автора: 49

Индивидуальное обучение: какие есть возможности для того, чтобы учиться в домашних условиях в Украине?

Регулярно ходить в школу - не обязательное условие, для того чтобы получить аттестат! А вы об этом знали? С 14 июня 2019 года в Украине вступило в действие положение об институциональной форме получения общего среднего образования. Этот документ был создан для того, чтобы «сдвинуть» привычные рамки школьного обучения к более индивидуализированному формату. Учитывая особенности каждого ученика, можно выбрать любую форму обучения: образование в вечерней школе (актуально для учеников 10-11 классов), домашнее образование, экстернат. 

Если у учащегося есть какие-то проблемы со здоровьем, или если по каким-то причинам родители не хотят отдавать малыша в школу, то сейчас создадут все возможности для обучения дома. Школа только будет контролировать прогресс ученика. В нашей статье вы узнаете больше об индивидуальных формах обучения в Украине, о возможности их организации в домашних условиях, о плюсах и минусах такого формата. 

Какие есть возможности для организации домашнего индивидуального обучения в Украине? 

На сегодняшний день в Министерстве образования и науки Украины серьезно заговорили о том, чтобы воссоздать все условия для комфортного индивидуального обучения. И если раньше, для того чтобы перевести школьника на домашнее обучение, требовались уважительные причины, то сейчас это могут сделать абсолютно все, не объясняя причин своего выбора. Для этого родителям достаточно: 

  • заявить о своем желании перевести ребенка на домашнее обучение; 
  • не состоять на учете в органах опеки; 
  • самостоятельно взять на себя организацию индивидуального обучения (договориться с педагогами, которые будут приходить к ребенку или заниматься удаленно); 
  • быть готовым взять полностью всю материальную ответственность на себя. 

Если родители понимают зачем, им и их ребенку нужно индивидуальное домашнее обучение, если они полностью готовы выступить и организатором, и спонсором получения среднего образования в таком формате, то никаких проблем не возникнет. В наше время в Украине есть достаточное количество репетиторов и дистанционных платных школ, которые разработают индивидуально для ребенка программу обучения. Возьмут во внимание и таланты малыша, и пожелания родителей. Допустим, если мама и папа пожелают, чтобы ребенок делал упор на изучение языков, то программа будет разработана именно таким образом. Если же желание родителей - взрастить математического гения или программиста, то смело можно включать в программу больше точных дисциплин, больше логики, а также специфические предметы, такие как ментальная арифметика или программирование. 

Словом, возможностей организовать эффективный процесс обучения сейчас предостаточно! Но есть и обязательное условие: 4 раза в год ученик должен будет приходить в государственную школу, за которой он закреплен, для того чтобы подтвердить свои знания. Во все остальное время учащийся будет находиться в стенах родного дома, и заниматься по индивидуально разработанному плану. 

Какие формы индивидуального обучения, кроме домашнего, есть еще в Украине? 

Домашнее индивидуальное обучение - это, так сказать, самый продуктивный и эффективный вариант индивидуальной работы, если рядом добросовестные родители. Есть много способов развивать ребенка: заниматься с лучшими педагогами и репетиторами, водить ученика на различные кружки и секции, социализируя таким образом, составить удобный график занятий, который полностью соответствует биоритмам малыша. Можно найти массу плюсов. Но помимо домашнего индивидуального обучения есть еще экстернат и педагогический патронаж. О них мы расскажем подробнее. 

Педагогический патронаж. 

Если домашнее обучение в нынешней форме появилось не так давно, то педагогический патронаж - укоренившаяся форма обучения. Ее используют в том случае, если ребенок часто болеет, получил серьезную травму и не может по каким-то причинам посещать школу, имеет ограниченные способности. Эта форма обучения является бесплатной. Ребенок закреплен за конкретным образовательным учреждением, и педагог по графику приходит на дом к учащемуся. Эта форма обучения не подразумевает разработку индивидуального плана обучения, а большинство информации отводится на самостоятельную доработку. 

 Педагогический патронаж уместно использовать, если: 

  • родители уверены в том, что могут дать ребенку достаточно внимания, объяснить информацию, которую малыш не понял, регулярно посвящать время на совместное выполнение домашних заданий; 
  • ребенок в состоянии самостоятельно разбираться с темами, имеет желание учиться; 
  • нет финансовой возможности обеспечить индивидуальное домашнее обучение. 

Часто педагогический патронаж приходит не только на дом, но и в больницы, где лежат дети. Учителя задают домашние задания, выставляют оценки, которые потом передаются в школу. Для максимальной эффективности этого формата обучения, учителю и родителям необходимо постоянно взаимодействовать. Выполняя дополнительные рекомендации, которые будет давать учитель, есть шанс дать ребенку всю необходимую базу среднего образования. 

Если ваш ребенок развивается гораздо быстрее, чем его сверстники, ему не интересно ходить в школу, он посещает занятия с репетитором во внешкольное время, интенсивно и быстро осваивает школьную программу, тогда можно перевестись на экстернат. Однако причины для перевода на экстернат могут быть не только позитивными. Экстерном учатся и в том случае, если: 

  • ребенок не может посещать школьные занятия из-за проблем со здоровьем, но при этом хорошо осваивает программу самостоятельно/вместе с родителями/с репетитором;
  • учащийся живет на территории, где происходят военные действия. 

Как видите, заочно в Украине можно получить не только диплом, но и аттестат! Но ответственность всегда лежит на плечах родителей и ребенка. 

Минусы домашнего индивидуального обучения

 О плюсах домашнего обучения мы написали выше: это и возможность составить индивидуальный план, и возможность выбрать удобный график, и ориентированность на таланты ребенка, и полная свобода от неприятных ситуаций и конфликтов, которые возникают в школе. Но, несмотря на плюсы, всегда есть минусы. 

  • Не все родители ответственно относятся к домашнему обучению. 

Идеальная картина, когда родители заботятся о своем ребенке, желают ему хорошего будущего, тревожатся о его успеваемости в обучении, выбирают наиболее эффективные способы восприятия информации. Но далеко не в каждой семье так бывает! Неблагополучные семьи часто переводят детей на домашнее обучение, но по факту отправляют детей на работу, эксплуатируют в ведении домашнего хозяйства, из девочек делают нянек младшим братьям и сестрам. Словом, о настоящем обучении здесь и речи не идет. Так и получается, что ребенок становится заложником игр родителей. Поэтому образовательные органы должны тщательно следить за тем, кому они разрешают переводиться на домашнее обучение. 

  • Недостаточное количество общения со сверстниками. 

Хорошо, если ребенок посещает танцы/спорт/художественную школу, хоть как-то взаимодействуя с детьми своего возраста. И очень плохо, если кроме родителей, бабушек и дедушек учащийся больше никого не видит. У многих детей, которые находились на домашнем обучении, часто возникают проблемы с построением нормальных взаимоотношений в коллективе группы университета, на работе, с поиском друзей и единомышленников. 

  • У учащегося возникают проблемы с самодисциплиной. 

Обучение в школе - это жизнь по графику. Ребенок учится планировать каждый свой день, помещать туда и ежедневные обязанности, и прогулки с друзьями, и секции. Ученик, который обучается дома, не сталкивается с жестким графиком. И очень сложно, находясь в расслабленном режиме несколько лет, сконцентрироваться и с жадностью проглотить все основы тайм-менеджмента. 

  • Не все родители объективно оценивают свои финансовые возможности и временные ресурсы. 

Бывает так, что на момент, когда ученика перевели на домашнее обучение, у родителей были высокие доходы, мама имела свободный график, могла всецело заниматься ребенком. Но обстоятельства не всегда и не у всех складываются удачно! Некоторые семьи после нескольких месяцев обучения понимают, что не тянут домашнее обучение ни финансово, ни морально. Но прелесть удобства домашнего обучения не дает вернуться в прежний график школьной жизни. Как результат - ребенок серьезно отстает, а с поступлением в университет возникают проблемы. 

  • Родители излишне опекают ребенка. 

Гиперопека не дает возможности ребенку полноценно реализовать себя, как личность в будущем. Не научившись обходиться без помощи родителей, у учащегося возникают проблемы в университете, на работе, в построении социальных контактов. Не каждому родителю удается воссоздать золотую середину правильного взаимодействия. 

С каждым годом в Украине все больше развивается сфера образования, стремясь к европейским стандартам. Много положительных перемен направлены на то, чтобы каждый ученик мог развиваться в комфортном для себя ключе. Отходит на второй план тотальный контроль, жесткие рамки, выходит на первый план свобода выбора. Но самое главное, принимая новые принципы, твердо идти ко всем образовательным целям: получению аттестата с хорошими оценками, сдаче ЗНО, поступлению в университет. 

Понравилась статья? Оцените

3.8

На основе отзывов 10 пользователей

Анна Г.

Автор Анна Г.

Репетитор з української мови та літ-ри та з англійської мови. Готую до ДПА, ЗНО, вступу до університету.

Статьи автора: 49

Подобрать репетитора

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов