Как конспектировать эффективно?

Обновлено 03.06.2025

Анна Ц.

Статьи автора: 40

Как конспектировать эффективно?

С развитием технологий жизнь людей упрощается с каждым годом. Вместо похода в магазин можно заказать доставку на дом, коммунальные платежи – оплатить онлайн, а важные документы могут храниться в одном приложении на смартфоне. Не обходит стороной прогресс и учебные заведения.

Нередко можно услышать на какой-нибудь лекции звонкое отстукивание по клавиатуре ноутбука вместо привычного шуршания тетради. Но так ли это эффективно? В этой статье читайте о видах и способах конспектирования, а также о том, как писать конспект, чтобы он приносил максимум пользы.

Что такое конспект?

Конспект – это некий внешний носитель информации, которым можно воспользоваться для восстановления общей картины и даже деталей лекции. Очень часто эту информацию можно найти и в других носителях, таких как учебники, журналы, открытые интернет-источники. Возникает вопрос: тогда для чего конспектировать? Ответ очевиден – когда вы записываете за лектором, часть информация сразу откладывается у вас в голове и в дальнейшем её легче использовать. Хорошо оформленный конспект увеличивает шансы успешной сдачи экзамена.

Как эффективно вести конспект в школе?

Многие дети в школе еще не умеют синтезировать информацию и выделять из неё важное. Конспекты выглядят серыми, весь лист исписан однотипным почерком, из которого сложно что-то понять. Но от правильного оформления конспекта зависит продуктивность ученика и даже качество его знаний. По некоторым предметам ученик или студент может подготовиться к экзамену только на основе своих записей, даже не пользуясь учебником.

Ниже представлены несколько рекомендаций, благодаря которым конспектирование станет более эффективным:

  • Не записывайте дословно. Это незачем делать хотя бы по той причине, что чаще всего этот же учебный материал можно найти в открытом доступе (например, в учебнике). С осознанным конспектированием связано несколько мыслительных процессов: возникающие по ходу вопросы, инсайты, ваша оценка этой информации, приведение контраргументов (если вы с чем-то не согласны). В зависимости от подготовки ученика, что-то одно может перевешивать. Например, поначалу будет много вопросов, а когда ученик более подготовлен, критических мыслей становится больше. 
  • Выделяйте структуру. Зачастую лекцию можно поделить на такие элементы: вопрос, факты и доказательства, выводы. Помимо выводов, которые озвучивает преподаватель, важно также иметь свои умозаключения на эту тему. Понимая общую структуру материала, вам легче воспринимать входящую информацию, не пропускать и выделять для себя важное. 
  • Агрессивно форматируйте. Если вы работаете с электронным источником – используйте курсив, подчеркивание, меняйте размер, жирность шрифта, используйте маркеры и цветное выделение. Если это записи от руки – пишите прописью, печатными, заглавными буквами, рисуйте, пользуйтесь текстовыделителями. В обоих случаях делайте отступы между абзацами, подзаголовки. Это всё поможет легче воспринимать информацию. В тетрадях не пишите в каждой строчке, чтобы на всякий случай было место, куда можно что-то дописать и доработать заметку. 
  • Перечитывайте конспект сразу после написания. Если есть возможность, уделите прочтению 3-4 минуты. Пробегитесь глазами по тексту, выделите то, что забыли. Даже если кажется, что вы плохо структурировали текст, то это был для вас опыт. В следующий раз уже будете примерно понимать, где сколько места оставить, на чем ставить акцент, а что можно наоборот пропустить.
  • Используйте свои условные обозначения (shorthands). Это могут быть любые удобные для вас сокращения, которые никто другой даже и не поймёт. Главное – чтобы вам было удобно, ведь конспект вы пишете только для себя. Такие сокращения можно расписать в начале тетради, темы, или просто выписать на отдельный листок и вложить в конспект. 
  • Проверяйте себя. В учебнике после параграфа с соответствующей темой всегда есть вопросы для проверки. Если ответа на какой-нибудь из них нет в конспекте, обязательно его допишите. 

Иногда конспектов для подготовки к экзаменам бывает недостаточно, поэтому на платформе BUKI можно найти репетитора по нужному для ученика предмету. 

Читайте также: Как написать реферат?

Как писать конспект в университете?

Вести конспекты по старинке от руки тяжелее и занимает больше времени, чем печать на клавиатуре. В целом, студент может напечатать в 2,5 раза больше информации, нежели он будет записывать это же от руки. Тем более, если у студента плохой почерк, то набранный текст на ноутбуке легче разобрать. Но действительно ли электронный формат конспектов лучше бумажного?

Еще в 2014 году американскими учёными из Принстонского университета было проведено исследование, доказавшее преимущество записей от руки над клавиатурой. Принимавших участие студентов разделили на две группы: в одной лекции конспектировались от руки, в другой – печатались на клавиатуре.

Сделанные конспекты у студентов забирали, и через неделю нужно было сдать экзамен. Результаты показали, что участники той группы, где велись конспекты от руки, набирали в 2 раза больше баллов. Стоит отметить, что конспектирование от руки направлено больше на перемещение информации в долгосрочную память. Проведя экзамен сразу после лекции, результат у обеих групп был примерно одинаковым.

Есть два вида конспектирования: генеративное (generative note-taking) и негенеративное (non-generative note-taking). Генеративное подразумевает под собой запись своими словами, перефразирование, акцент только на основах или наоборот каких-то деталях, рисование интеллект-карт. Это даёт возможность обработать услышанную информацию.

Во время негенеративного конспектирования вы записываете за лектором практически всё слово в слово. Очевидно, что, пользуясь вторым способом, у вас даже нет времени подумать над материалом. Часто студенты даже не отдают себе отчёт о том, что они записывают. Печатая конспект на клавиатуре, у вас нет того временного ограничения, которое позволяет выборочно обрабатывать информацию и записывать только самое главное. В исследовании, указанном выше, для обеих групп было одно условие – не писать слово в слово. Тем не менее даже генеративное конспектирование на ноутбуке не принесло пользы студентам во время экзамена. 

Может показаться, что детальное конспектирование – это преимущество над старым привычным методом записи от руки. Но цена такого преимущества – более поверхностное понимание материала, а также быстрое забывание. Поэтому синтезирование и перефразирование информации поможет достичь более высоких учебных результатов. 

Читайте также: Как написать CV для поступления за границу?

Как оформить конспект?

Для ведения конспектов отлично подойдёт тетрадь на кольцах или байндер (папка с кольцами). В ней удобно писать, т.к. всю информацию можно структурировать. Это заменит несколько тетрадей по одной дисциплине, где в одной вы пишите конспекты, во второй – практические.

В байндере можно упорядочить все листы, распечатать и прикрепить какой-нибудь дополнительный материал (статьи, ваши вопросы преподавателю, расписание занятий, дедлайны и прочее). А если купить байндер потолще, то с помощью листов-разделителей в него вообще можно вместить несколько предметов. 

Обозначьте в начале тетради свою цветовую палитру заметок. Это могут быть клейкие стикеры-закладки или текстовыделители – наклейте каждый цвет (или сделайте штрих маркером), а напротив подпишите, что он обозначает. К примеру, розовый маркер – это термины, которые стоит выучить, голубой маркер – что вам нужно понять и запомнить, зелёный – какую литературу стоит прочитать, и т.д. В теле конспекта используйте также:

  • Заголовки. Их можно выделять цветными маркерами или заглавными буквами.
  • Ключевые моменты или подтемы. Выделяйте их по ходу конспекта, а также под заголовком в виде списка (как удобно).
  • Таблицы. Так вы систематизируете определённый материал, и его будет легче воспринимать.
  • Иллюстрации. Можете рисовать их самостоятельно, если у вас есть художественные навыки, или же распечатывать картинки и вклеивать в тетрадь.
  • Акценты. Выделяйте новые термины, понятия, даты и другой важный материал. Такое оформление конспекта позволит быстро найти по тексту самое главное.
  • Стикеры-закладки. Они помогут быстро найти в тетради нужную тему.

Рекомендации выше применимы также для конспектов в электронном виде. 

Приложения для ведения конспектов

Далеко не все преподаватели разрешают приносить на занятия электронные гаджеты. К тому же, при работе с ними есть свои недостатки. Но если вы предпочитаете мобильность и работу с техникой, то ниже для вас топ-3 приложения для конспектов, которые сделают работу максимально удобной и полезной. Каждое из них можно использовать как на планшете, так и на ноутбуке.

Но работая с планшетом и стилусом, вы используете генеративное конспектирование, как с ручкой и тетрадью (что в разы эффективнее ноутбука):

  • Goodnotes. Это приложение подходит для iOS и Mac. Приложение позволяет быстро вставлять картинки или таблицы (и сразу же их редактировать при необходимости), делать поиск нужного слова по конспекту. Также удобным является возможность структурировать все записи: вы можете задать тему конспекта в виде заголовка, и потом по содержанию искать конкретный материал. Здесь можно сохранять учебные текстовые материалы (или делать скан, если у вас просто распечатка) и форматировать их: делать сноски, пометки, выделять текст, вписывать определения новых терминов. 
  • OneNote. Эта программа входит в пакет от Microsoft Office, и ею можно пользоваться бесплатно. Одно из главных преимуществ – это удобство хранения конспектов, которые загружаются в облако. Таким образом, доступ к ним возможен с любого синхронизированного устройства. Материал можно структурировать, создавать отдельные блокноты, секции, страницы. Программа позволяет искать нужное слово не только в тексте, но и на картинках, а также в аудиоматериалах. После конспектирования вы можете отредактировать текст, чтобы его было удобно учить: выделить нужное, удалить лишнее, вставить дополнительный материал и т.д. Если до этого, к примеру, у вас были рукописные записи, их можно отсканировать  и хранить все конспекты вместе. 
  • Notability. Функционал этого приложения практически такой же, как и у вышеперечисленных. Подходит для iOS и Mac. На слайдах можно сразу делать пометки от руки (стилусом). Если есть аудиозапись лекции, то при нажатии на любую вашу заметку по текущему материалу, воспроизведётся соответствующий отрывок. Поиск удобно осуществлять благодаря закладкам. Во время лекции вы сразу можете сфотографировать какой-то элемент (например, слайд из презентации или схему на доске), обрезать и аннотировать его. 

Читайте также: Самый простой способ учить новые иностранные слова

Понравилась статья? Оцените

4.2

На основе отзывов 15 пользователей

Анна Ц.

Автор Анна Ц.

Український філолог із вищою освітою. За плечима три роки роботи у нотаріаті, а також написання текстів на різноманітні теми, редактура.

Статьи автора: 40

Подобрать репетитора

Как конспектировать эффективно?

Как конспектировать онлайн?

Goodnotes. Это приложение подходит для iOS и Mac. Приложение позволяет быстро вставлять картинки или таблицы (и сразу же их редактировать при необходимости), делать поиск нужного слова по конспекту. Читайте больше на BUKI

Как эффективно вести конспект в школе?

Не записывайте дословно. Это незачем делать хотя бы по той причине, что чаще всего этот же учебный материал можно найти в открытом доступе (например, в учебнике). С осознанным конспектированием связано несколько мыслительных процессов: возникающие по ходу вопросы, инсайты, ваша оценка этой информации, приведение контраргументов (если вы с чем-то не согласны). Читайте больше на BUKI

Как писать конспект в университете?

Есть два вида конспектирования: генеративное (generative note-taking) и негенеративное (non-generative note-taking). Генеративное подразумевает под собой запись своими словами, перефразирование, акцент только на основах или наоборот каких-то деталях, рисование интеллект-карт. Это даёт возможность обработать услышанную информацию. Во время негенеративного конспектирования вы записываете за лектором практически всё слово в слово. Читайте больше на BUKI

Как оформить конспект?

Обозначьте в начале тетради свою цветовую палитру заметок. Это могут быть клейкие стикеры-закладки или текстовыделители – наклейте каждый цвет (или сделайте штрих маркером), а напротив подпишите, что он обозначает. К примеру, розовый маркер – это термины, которые стоит выучить, голубой маркер – что вам нужно понять и запомнить, зелёный – какую литературу стоит прочитать, и т.д. Читайте больше на BUKI

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов