Развиваем критическое мышление: лучшие методики для школьников

15.07.2023

Наталія К.

Статьи автора: 235

Развиваем критическое мышление: лучшие методики для школьников

С первых лет обучения в школе важно помогать детям развивать логику, образное и критическое мышление. Это важные soft skills, которые позволят им решать типичные и нестандартные задачи в школе, повседневной жизни, добиваться успехов в обучении и строить успешную карьеру. В этой статье более подробно остановимся на критическом мышлении и технологиях его развития у школьников.

Что такое критическое мышление?

Критическое мышление – это способность человека определять проблемы, находить их причины и предвидеть последствия, формулировать альтернативные гипотезы их решения. Человек с критическим мышлением умеет анализировать, синтезировать и оценивать достоверность информации.

Критическое мышление – это способность, которую можно развивать, учиться правильно использовать. Поэтому учителя уже в начальных классах должны помогать учащимся развивать его. Для этого уже разработано немало специальных методик.

Одна из самых главных идей критического мышления – правильных ответов может быть много. Еще одна важная характеристика процесса обучения критическому мышлению – это право учащихся совершать ошибки. Чем больше ученик делает ошибок, тем быстрее он:

  • Узнает, какова была проблема;
  • Посмотрит на вопросы под другим углом;
  • Определит неэффективные методы решения
  • Найдет решение.

Часто ошибки воспринимаются как что-то недопустимое и дети боятся ошибаться. Задача учителя – объяснить школьникам, что это не страшно и даже полезно.

Есть еще один полезный совет для учителей от опытных коллег: давайте слово ученикам, а сами говорите как можно меньше. Вы должны быть проводником, стимулировать учащихся к размышлению, внимательно выслушивать их соображения.

Технологии развития критического мышления

Методов развития критического мышления очень много. Самые распространенные из них собраны в и сгруппированы по частям урока, во время которых их уместно применять.

Методы для вводной части урока

Методы осмысления, основной части урока

Методы для рефлексии, подведение итогов

Ассоциативный куст

картапонятие

Сенкан

Кластер

Читаем в парах / Спрашиваем (обобщаем) в парах

Кластер

Дерево предсказаний

«Тонкие» и «толстые» вопросы

Займи позицию

Таблица «Знаем – хотим узнать – узнали»

Двойной дневник

Бортовой журнал

Мозговой штурм

Чтение с маркировкой

Таблица «Знаем – хотим узнать – узнали»

Работа в парах

Опорные слова

Концептуальная таблица

Корзина идей

Т-таблица

ПМИ («Плюс – минус – интересно»)

Правильные и неправильные суждения

Картографирование текста

Шкала мыслей

Мультиголосование

Концептуальная таблица

ПРЕСС

Предсказание на основе опорных слов

Спросите у автора

Диаграмма Венна

Диаграмма Венна

Работа в парах и малых группах с дидактическими задачами

Рыбья кость (фиш-бон)

Ажурная пилка (мозаика)

Учусь во время обучения

Дискуссия

Рассмотреть подробно каждый из этих методов невозможно в одной статье. Поэтому остановимся на 5 интересных технологиях.

Читайте также: Что такое педагогика партнерства: правила современного преподавания

методики розвитку критичного мислення

Метод критического мышления «Корзина идей»

Цель метода «Корзина идей» – актуализировать уже известные знания, мотивировать учащихся к познавательной деятельности, способствовать вдумчивому чтению текста.

Этот метод хорошо внедрять в начале урока, когда нужно собрать какую-то информацию по определенной теме и узнать, что ученики уже знают из материала. Если дети с учителем ищут решение проблемы, то эта технология подойдет и для основной части.

Учитель перед уроком вывешивает на доске корзину и записывает тему, о которой нужно говорить. Затем задает вопрос, например, «Что вы знаете о существительном?». Учащиеся предлагают свои идеи (это существительное, отвечает на вопрос «кто? что?», в предложении чаще всего выполняет роль подлежащего, приложения).

Педагог кратко, в виде тезисов записывает все идеи на доске и не комментирует, даже если ответы неверны или не соответствуют этой теме. И дальше преподаватель уже может говорить, что тема сегодняшнего урока – это существительное как часть речи.

Рассмотрим пример корзины идей по теме «Солнце»: это звезда, раскаленный шар, источник энергии, небесное тело, источник тепла.

Детки любят, чтобы картинки иногда менялись, поэтому идеи также можно собирать в тележку, сундук, зонтик, фонтан, мешочек. Эту работу учащиеся могут выполнять самостоятельно в парах, командах.

Что такое сенкан

Сенкан – это стратегия развития критического мышления, с помощью которой можно побуждать учащихся размышлять над новой темой, систематизировать, закрепить и обобщать приобретенные знания. Сенкан – это форма свободного стиха без рифмы из пяти строк. Сенкан имеет американские корни, но возник он под влиянием японских жанров – хокку и танка.

Перед началом практической части, нужно узнать, из чего состоит сенкан:

  • Сенкан состоит из 11-12 слов;
  • Первая строка – это тема сенкана или описание определенного понятия, которому посвящен стих. В основном это слово-существительное, но может быть и местоимение;
  • Вторая строка – это два прилагательных, описывающих существительное или местоимение из первой строки;
  • Третья строка состоит из трех глаголов, указывающих на то, что делает существительное (местоимение) или что с ним происходит;
  • Четвертая строка является фразой, которая передает отношение автора к существительному или местоимению, должна состоять из 4 слов, фраза может иметь форму вопроса или обращения;
  • В пятой строке автору необходимо подобрать одно-два слова для выражения собственных чувств, связанных с существительным (местоимением);
  • При написании сенкана можно использовать союзы, частицы, предлоги в любой строке.

После того как вы поняли, что такое сенкан, важно ознакомиться с примером, чтобы точнее ощутить эту форму:

Лето

Веселее, горячее

Наступает, развлекает, вдохновляет

Прекрасное время для отдыха

Релакс

Есть несколько советов для учащихся, которые помогут составить сенкан для подведения итогов урока:

  1. Определите главные идеи и рассматриваемые ключевые понятия.
  2. Сформулируйте свои мысли относительно изученного материала.
  3. Подберите прилагательные, глаголы и напишите ассоциации, которые возникли у вас после прослушивания нового материала.
  4. Подходите творчески к этой задаче, у вас обязательно все получится.
  5. Не бойтесь ошибиться. Все совершают ошибки и это нормально.

Для тренировки попробуйте составить сенкан об Украине. Также можете ознакомиться с нашим вариантом:

Украина

Свободная, сильная

Борется, побеждает, цветет

Лучшая страна для жизни

Родина

Эту технологию развития критического мышления уместно использовать после изучения нового понятия или окончания определенного раздела для обобщения и закрепления изученного материала. Также полезно добавлять в план урока сенкан в первой части, чтобы учащиеся вспомнили те понятия, которые раньше изучали и которые пригодятся им для понимания новой темы.

Читайте также: Все про нетрадиционные техники рисования

методики розвитку критичного мислення

Все об ассоциативном кусте

Ассоциативный куст – это методика развития критического мышления, с помощью которой ученики могут воспроизводить в памяти ассоциации, возникающие в связи с определенным понятием или общей темой. Ассоциация – это понятие, которое приходит в голову, когда упоминают другое понятие.

Это универсальная технология развития критического мышления, которую можно применять на любом уроке при изучении нового или повторения уже известного материала. Чтобы использовать эту стратегию на уроке, учителю необходимо предложить школьникам написать посередине листа ключевое слово, которое будет являться центром ассоциативного куста. Далее ученики должны подумать над ассоциациями, которые у них возникают.

Учащиеся ставят стрелки от ключевых слов, записывают ассоциации. Накопление этих ассоциаций визуально создает куст на листе. Учитель не вмешивается в этот процесс и не перефразирует идеи детей. Эту работу учащиеся могут выполнять самостоятельно, в парах, группах.

Рассмотрите примеры ассоциативных кустов:

  • Украинский язык: родной, милозвучный, соловьиный, волшебный, калиновый, прекрасный, певучий, красочный, материнский, государственный, сказочный, радужный, живой, барвинковый, нежный, колыбельный, богатый, ласковый;
  • Солнце: звезда, планета, тепло, жизнь, радость, свет;
  • Школа: знание, учебники, урок, перерыв, доска, класс, дневник, тетрадь, пенал, чтение, оценки, друзья, учителя, столовая.

А если вы хотите использовать на уроках больше технологий развития критического мышления и имеете желание узнать о каждой из них больше полезного, вы можете обратиться к профессиональному преподавателю, который хорошо ориентируется в этой теме. Найти репетитора для консультации или обучения детей вы можете на сайте BUKI. Если у вас уже есть практический опыт использования различных методов обучения и хотите найти новых учеников, можете заполнить профиль репетитора

методики розвитку критичного мислення

«Толстые» и «тонкие» вопросы

Этот метод пригодится во время литературных чтений, на уроке украинского языка и при изучении других дисциплин. «Тонкие» вопросы являются закрытыми, потому что на них дети дают краткие ответы. «Толстые» вопросы нуждаются в размышлениях и анализе, на них не может быть однозначного ответа.

Примеры «тонких» вопросов:

  • Кто..? Что..?
  • Где..? Когда..?
  • Верно ли..?
  • Не могли бы вы..?
  • Будет..?
  • Какая..?

Примеры «толстых» вопросов:

  • В чем причина..?
  • Какие последствия..?
  • Согласны ли вы..?
  • Как объяснить, почему..?
  • В чем отличие..?
  • Что будет, если…?
  • Дайте три объяснения, почему..?

Этот метод можно применять на любом этапе урока.

Метод 6 W (6 почему)

Эта технология развития критического мышления учит строить цепочки вопросов для анализа темы, поиска нового. Это может быть работа с учителем или работа в парах. Название этой методики подсказывает, что должно быть 6 вопросов, но если учащиеся увлеклись, можно продолжать интерактив.

Задается первый вопрос, учащиеся дают ответ, следующий вопрос должен основываться на первом ответе. Рассмотрите пример игры 6 W:

  1. Почему нужно ходить в школу? (Ответ – чтобы учиться)
  2. Почему нужно учиться? (Ответ – чтобы быть грамотным)
  3. Почему нужно быть грамотным? (Ответ – чтобы много знать)
  4. Почему нужно многое знать? (Ответ – чтобы найти хорошую работу)
  5. Почему нужно найти хорошую работу? (Ответ – чтобы много зарабатывать)
  6. Почему нужно многое зарабатывать? (Ответ – чтобы покупать все необходимое)

Этот метод уместно использовать в основной и итоговой части урока.

Читайте также: Тренируем память: советы для взрослых и детей

Понравилась статья? Оцените

4.2

На основе отзывов 25 пользователей

Наталія К.

Автор Наталія К.

Репетитор з української мови та літератури, допомагаю підтягти знання шкільної програми за 2-11 класи, готую до ДПА та ЗНО, олімпіад.

Статьи автора: 235

Подобрать репетитора

Развиваем критическое мышление: лучшие методики для школьников

Как развивать критическое мышление у школьников?

Учитель перед уроком вывешивает на доске корзину и записывает тему, о которой нужно говорить. Затем задает вопрос, например, «Что вы знаете о существительном?». Учащиеся предлагают свои идеи (это существительное, отвечает на вопрос «кто? что?», в предложении чаще всего выполняет роль подлежащего, приложения). Читайте больше на BUKI

Какие самые эффективные методики развития критического мышления?

Педагог кратко, в виде тезисов записывает все идеи на доске и не комментирует, даже если ответы неверны или не соответствуют этой теме. И дальше преподаватель уже может говорить, что тема сегодняшнего урока – это существительное как часть речи. Читайте больше на BUKI

Какие техники развития критического мышления самые эффективные?

Метод 6 W (6 почему). Эта технология развития критического мышления учит строить цепочки вопросов для анализа темы, поиска нового. Это может быть работа с учителем или работа в парах. Название этой методики подсказывает, что должно быть 6 вопросов, но если учащиеся увлеклись, можно продолжать интерактив. Читайте больше на BUKI

Что такое ассоциативный куст?

Ассоциативный куст – это методика развития критического мышления, с помощью которой ученики могут воспроизводить в памяти ассоциации, возникающие в связи с определенным понятием или общей темой. Ассоциация – это понятие, которое приходит в голову, когда упоминают другое понятие. Читайте больше на BUKI

Что такое сенкан?

Сенкан состоит из 11-12 слов; Первая строка – это тема сенкана или описание определенного понятия, которому посвящен стих. В основном это слово-существительное, но может быть и местоимение; Читайте больше на BUKI

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов