
Жить сегодня ‒ это значит иметь возможность позволить себе абсолютно все. Ну, или почти все. С каждым днем появляется все больше товаров и услуг, которые делают жизнь более наполненной, легкой и интересной. И если 25 лет назад были в диковинку компьютеры, стиральные машины, мобильные телефоны и пылесосы, то сейчас это обычный повседневный набор техники, которым пользуется человек.
В то же время, технологии не стоят на месте, предлагая нам приобрести 3D-принтер, сертификат на полет на дельтаплане, купить час игры в виртуальной реальности или квест-руме. Будто читая наши мысли, возникает контекстная и таргетированная реклама, которая завлекает купить по вкусной цене этот сертификат, телефон, удобное платье или тур по Европе по уникальной стоимости… Кажется, что техника сделала умопомрачительный прогресс! И это действительно так. Но за каждой рекламой какого-то продукта, за каждым интересным видео-роликом, который вы видите по телевизору, за каждым грамотно составленным баннером стоит человек. А профессия этого человека ‒ маркетолог.
Что такое «маркетинг», и кто такой «маркетолог»? В каких сферах работают маркетологи?
Маркетинг ‒ популярное, но до конца многими не понятое слово. Оно включает в себя комплекс специальных действий, которые помогают продать товар или услугу покупателю. Но этот комплекс действий настолько широк, что требует от человека, который продает эту услугу или товар, глубоких знаний, умения чувствовать потребности целевой аудитории, умения пользоваться различными психологическими техниками.
По сути, маркетинг в наше время имеет такие цели:
- формулирует четкое послание для определенной категории людей («Купите этот продукт», «Приобретите эту услугу», «Поехали в это путешествие»);
- представляет продукт или услугу таким образом, чтобы это соответствовало ожиданиям человека на данном этапе («Покупая этот смартфон, вы сможете успевать работать со своими клиентами еще быстрее, сможете делать качественный фото-контент, работать в режиме многозадачности»);
- убеждает потенциального покупателя в том, что именно этот продукт или услуга необходим ему прямо сейчас («У вас есть возможность приобрести товар именно сегодня по акционной цене»).
Подобный алгоритм ‒ приблизительный, но описывающий суть маркетинга: заинтересовать → ярко предложить → замотивировать купить → продать.
Маркетолог, соответственно, ‒ это человек, который и разрабатывает подробный алгоритм. Это «герой нашего времени», который помогает корпорациям, производствам, магазинам:
- доносить до покупателя важную информацию о новинках в мире товаров и услуг;
- анализировать целевую аудиторию и привлекать с помощью разных каналов коммуникации;
- креативно подавать потенциальным покупателям продукт, услугу или товар.
Какой бы замечательной не была техника, как бы ни шагнули вперед новейшие разработки, в мире все равно останется потребность чувствовать другого человека: смотреть на ситуацию его глазами, мыслить его категориями, осознавать его потребности. И всем этим будут заниматься, как и сейчас, маркетологи. То есть, профессию можно считать перспективной и востребованной.
На данном этапе маркетологи работают в различных сферах:
- банковской;
- промышленной;
- туристической;
- сфере продаж разного рода услуг;
- сфере гостеприимства;
- сфере красоты;
- образовательной сфере;
- сфере медицины и т.п.
То есть маркетологи работают почти в каждой сфере на сегодняшний день. Где же учатся эти специалисты?
Какими навыками нужно обладать, чтобы стать хорошим маркетологом? Необходимо ли профильное высшее образование для работы в этой сфере?
Маркетолог ‒ профессия творческая. Но здесь не обойтись без четкого логического восприятия информации, без просчетов и без глубокого анализа. Так что, нельзя однозначно сказать, кому удастся реализоваться лучше: технарям или гуманитариям. Основное правило ‒ умение работать с людьми, выстраивать с ними контакт, улавливать их настроение, уметь креативно предлагать продукт или услугу. Можно смело сказать, что выучиться на маркетолога можно тому, кто:
- довольно общительный человек и легко заводит знакомства;
- в школе любил брать на себя обязанности организатора, был старостой или ее помощником, брал на себя инициативу в школьном самоуправлении;
- с удовольствием писал сочинения, сражая наповал интересным ходом событий в них;
- легко решал разного рода логические задачки;
- с удовольствием изучал английский язык и имеет неплохой и уверенный разговорный уровень;
- обожал придумывать текстовки для стен-газет.
Если вы, как рыба в воде, в разных коммуникативных ситуациях, если обожаете общаться с людьми, чувствовать их боли, потребности и разбираться в их интересах, то сфера маркетинга станет вам очень интересной!
И тут возникает логичный вопрос: а нужно ли мне профильное высшее образование в этой сфере? Что ж, если рассматривать эту ситуацию, то нужно учесть такие факторы:
- Профильное высшее образование маркетолога лучше всего получать после выпуска из школы. Если вы чувствуете в себе потенциал именно к этому роду профессиям, то почему бы не поступить в университет на специальность «Маркетинг»? За 5-6 лет обучения у вас будет время выучить много полезной информации. В зависимости от выбранного ЗВО, вы сразу и определитесь со сферой, в которой будете работать. Это может быть промышленный маркетинг, крауд-маркетинг (маркетинг в интернете), контент-маркетинг (продажа товаров и услуг с помощью блогов, интернет-рассылок, информационных статей) и т.п.
- Если же после школы вы поступили в другой университет не на специальность маркетинга, то после получения высшего образования вам ничто не помешает переквалифицироваться. Допустим, можно будет пройти курсы по маркетингу, обучиться в специальной школе, приобрести различные семинары и вебинары, которые познакомят вас с профессией и дадут необходимые знания для работы в ней.
- Неважно, есть у вас профильное высшее образование в сфере маркетинга или нет, вам все равно придется постоянно повышать свою квалификацию. Эта профессия не стоит на месте, здесь всегда появляются новые инструменты, которые необходимо знать, если работаешь в сфере маркетинга.
Таким образом, получается, что невозможно однозначно ответить на вопрос о необходимости профильного высшего образования. Далеко не все успешные маркетологи имеют диплом магистра в сфере маркетинга. В то время как и не все, получившие диплом, работают маркетологами. Главное в этой профессии ‒ постоянное развитие, гибкость ума, желание познавать новое и внедрять это в своей работе.
Но если вы решили учиться в университете, то вам будет интересна наша подборка.
Университеты в Украине, которые готовят будущих маркетологов
Есть огромное количество рейтингов и списков самых востребованных университетов, которые осуществляют подготовку по специальностям «Маркетинг», «Международный маркетинг». Мы выбрали действительно популярные ЗВО, отзывы о которых пестреют только положительными оценками:
- Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (специальность «Международный менеджмент и маркетинг»).
- Киевский национальный экономический университет имени В. Гетьмана (факультет маркетинга).
- Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» (факультет экономических наук).
- Национальный технический университет Украины «КПИ».
- Институт Рекламы.
- Киевский национальный торгово-экономический университет.
Это список ЗВО, которые смогли зарекомендовать себя в сфере подготовки будущих маркетологов лучше всего. Безусловно, можно выбрать и другие университеты, не обязательно в больших городах, но и в своем родном городе. Получив базовое высшее образование в сфере маркетинга, вам будет легче идти дальше и развиваться с помощью других инструментов. Также, получив степень бакалавра в украинском университете, у вас появится возможность поступить в европейский институт и получить степень «Магистра».
Европейские университеты
В зависимости от того, какую страну вы выберете, можно будет и выбрать там университет. Есть специализированные школы и институты, которые осуществляют подготовку по менеджменту и маркетингу. Одними из таких являются:
- Высшая школа маркетинга и управления (менеджмента) в Польше, в городе Лешно.
- IMI International Management Institute, Швейцария.
- Карлов университет в Чехии, город Прага.
- Королевский институт маркетинга (Chartered Institute of Marketing, CIM), Великобритания.
Конечно же, есть огромное количество разных университетов в Европе, Америке и Австралии, которые осуществляют подготовку будущих маркетологов и менеджеров. Туда можно поступить не обязательно после школы. Можно получить квалификацию «Бакалавр» в украинском университете, а выучиться в магистратуре уже за рубежом. Поскольку в европейских ВУЗах предусмотрены разного рода стажировки, то есть отличная возможность хорошо зарекомендовать себя и остаться в компании строить международную карьеру.
В любом случае, получать высшее образование в сфере маркетинга или нет ‒ это сугубо ваше желание и ваш выбор.
Что думают бывалые маркетологи? Независимое мнение бывших студентов и нынешних специалистов в сфере маркетинга
Часто люди, которые интересуются сферой маркетинга, обязательно слушают экспертов на Ютубе и в социальных сетях. И ведь мало кто из людей задумывается над тем, есть ли у маркетологов высшее образование. Изучив различные форумы, прочитав множество отзывов, можно сделать такие выводы:
- Большинство маркетологов говорят о том, что самые ценные знания ‒ это не те, которые они получили в процессе обучения в университете, а те, которые узнали на практике. Иногда некоторые компании берут в команду на должность маркетолога человека, который совсем не имеет опыта. Справившись с тестовым заданием, удачно отработав испытательный срок, люди внедряются в сферу маркетинга и успешно работают там. Прохождение курсов и постоянный ритм жизни в этой системе обязательно дадут свой результат.
- Немало хороших маркетологов действительно имеют высшее образование. Но оно чаще всего непрофильное. Эти специалисты успевают за пару лет работы мастерски освоить все инструменты продаж и работы с клиентами, и дают фору выпускникам профильных университетов.
- Не обязательно, для того чтобы добиться успехов, сразу же стараться устроиться на должность маркетолога. Вполне себе можно устроиться ассистентом маркетолога. Узнав изнутри принципы работы, вы смело уже сможете идти дальше и стать хорошим специалистом уже через 2-3 года. Работая в разных проектах, вы формируете себе достойное портфолио.
- Далеко не все программы, по которым учат сейчас в университетах, актуальны на сегодняшний день. Да, лет 10 назад студентам открывали глаза на уникальные вещи. Сейчас же многие принципы, которым обучают, устарели. Поэтому к выбору ЗВО необходимо относиться тщательно.
Мы поговорили об основных тенденциях в мире маркетинга, описали главные принципы профессии и дали наводку на украинские и европейские университеты, которые неплохо зарекомендовали себя. Если вы решите поступать учиться на маркетолога, то необходимо будет взвесить все за и против, подумать, готовы ли вы будете постоянно развиваться, улучшать свои навыки, познавать новое? Готовы ли будете отдаться бешеному ритму компании, в которой будете работать? Сможете ли потратить несколько лет своей жизни, для того чтобы добиться хороших результатов? Если все ответы утвердительные, то дерзайте! Маркетинг ‒ это перспективная сфера, которая будет популярна еще очень долгое время!
Жить сегодня ‒ это значит иметь возможность позволить себе абсолютно все. Ну, или почти все. С каждым днем появляется все больше товаров и услуг, которые делают жизнь более наполненной, легкой и интересной. И если 25 лет назад были в диковинку компьютеры, стиральные машины, мобильные телефоны и пылесосы, то сейчас это обычный повседневный набор техники, которым пользуется человек.
В то же время, технологии не стоят на месте, предлагая нам приобрести 3D-принтер, сертификат на полет на дельтаплане, купить час игры в виртуальной реальности или квест-руме. Будто читая наши мысли, возникает контекстная и таргетированная реклама, которая завлекает купить по вкусной цене этот сертификат, телефон, удобное платье или тур по Европе по уникальной стоимости… Кажется, что техника сделала умопомрачительный прогресс! И это действительно так. Но за каждой рекламой какого-то продукта, за каждым интересным видео-роликом, который вы видите по телевизору, за каждым грамотно составленным баннером стоит человек. А профессия этого человека ‒ маркетолог.
Что такое «маркетинг», и кто такой «маркетолог»? В каких сферах работают маркетологи?
Маркетинг ‒ популярное, но до конца многими не понятое слово. Оно включает в себя комплекс специальных действий, которые помогают продать товар или услугу покупателю. Но этот комплекс действий настолько широк, что требует от человека, который продает эту услугу или товар, глубоких знаний, умения чувствовать потребности целевой аудитории, умения пользоваться различными психологическими техниками.
По сути, маркетинг в наше время имеет такие цели:
- формулирует четкое послание для определенной категории людей («Купите этот продукт», «Приобретите эту услугу», «Поехали в это путешествие»);
- представляет продукт или услугу таким образом, чтобы это соответствовало ожиданиям человека на данном этапе («Покупая этот смартфон, вы сможете успевать работать со своими клиентами еще быстрее, сможете делать качественный фото-контент, работать в режиме многозадачности»);
- убеждает потенциального покупателя в том, что именно этот продукт или услуга необходим ему прямо сейчас («У вас есть возможность приобрести товар именно сегодня по акционной цене»).
Подобный алгоритм ‒ приблизительный, но описывающий суть маркетинга: заинтересовать → ярко предложить → замотивировать купить → продать.
Маркетолог, соответственно, ‒ это человек, который и разрабатывает подробный алгоритм. Это «герой нашего времени», который помогает корпорациям, производствам, магазинам:
- доносить до покупателя важную информацию о новинках в мире товаров и услуг;
- анализировать целевую аудиторию и привлекать с помощью разных каналов коммуникации;
- креативно подавать потенциальным покупателям продукт, услугу или товар.
Какой бы замечательной не была техника, как бы ни шагнули вперед новейшие разработки, в мире все равно останется потребность чувствовать другого человека: смотреть на ситуацию его глазами, мыслить его категориями, осознавать его потребности. И всем этим будут заниматься, как и сейчас, маркетологи. То есть, профессию можно считать перспективной и востребованной.
На данном этапе маркетологи работают в различных сферах:
- банковской;
- промышленной;
- туристической;
- сфере продаж разного рода услуг;
- сфере гостеприимства;
- сфере красоты;
- образовательной сфере;
- сфере медицины и т.п.
То есть маркетологи работают почти в каждой сфере на сегодняшний день. Где же учатся эти специалисты?
Какими навыками нужно обладать, чтобы стать хорошим маркетологом? Необходимо ли профильное высшее образование для работы в этой сфере?
Маркетолог ‒ профессия творческая. Но здесь не обойтись без четкого логического восприятия информации, без просчетов и без глубокого анализа. Так что, нельзя однозначно сказать, кому удастся реализоваться лучше: технарям или гуманитариям. Основное правило ‒ умение работать с людьми, выстраивать с ними контакт, улавливать их настроение, уметь креативно предлагать продукт или услугу. Можно смело сказать, что выучиться на маркетолога можно тому, кто:
- довольно общительный человек и легко заводит знакомства;
- в школе любил брать на себя обязанности организатора, был старостой или ее помощником, брал на себя инициативу в школьном самоуправлении;
- с удовольствием писал сочинения, сражая наповал интересным ходом событий в них;
- легко решал разного рода логические задачки;
- с удовольствием изучал английский язык и имеет неплохой и уверенный разговорный уровень;
- обожал придумывать текстовки для стен-газет.
Если вы, как рыба в воде, в разных коммуникативных ситуациях, если обожаете общаться с людьми, чувствовать их боли, потребности и разбираться в их интересах, то сфера маркетинга станет вам очень интересной!
И тут возникает логичный вопрос: а нужно ли мне профильное высшее образование в этой сфере? Что ж, если рассматривать эту ситуацию, то нужно учесть такие факторы:
- Профильное высшее образование маркетолога лучше всего получать после выпуска из школы. Если вы чувствуете в себе потенциал именно к этому роду профессиям, то почему бы не поступить в университет на специальность «Маркетинг»? За 5-6 лет обучения у вас будет время выучить много полезной информации. В зависимости от выбранного ЗВО, вы сразу и определитесь со сферой, в которой будете работать. Это может быть промышленный маркетинг, крауд-маркетинг (маркетинг в интернете), контент-маркетинг (продажа товаров и услуг с помощью блогов, интернет-рассылок, информационных статей) и т.п.
- Если же после школы вы поступили в другой университет не на специальность маркетинга, то после получения высшего образования вам ничто не помешает переквалифицироваться. Допустим, можно будет пройти курсы по маркетингу, обучиться в специальной школе, приобрести различные семинары и вебинары, которые познакомят вас с профессией и дадут необходимые знания для работы в ней.
- Неважно, есть у вас профильное высшее образование в сфере маркетинга или нет, вам все равно придется постоянно повышать свою квалификацию. Эта профессия не стоит на месте, здесь всегда появляются новые инструменты, которые необходимо знать, если работаешь в сфере маркетинга.
Таким образом, получается, что невозможно однозначно ответить на вопрос о необходимости профильного высшего образования. Далеко не все успешные маркетологи имеют диплом магистра в сфере маркетинга. В то время как и не все, получившие диплом, работают маркетологами. Главное в этой профессии ‒ постоянное развитие, гибкость ума, желание познавать новое и внедрять это в своей работе.
Но если вы решили учиться в университете, то вам будет интересна наша подборка.
Университеты в Украине, которые готовят будущих маркетологов
Есть огромное количество рейтингов и списков самых востребованных университетов, которые осуществляют подготовку по специальностям «Маркетинг», «Международный маркетинг». Мы выбрали действительно популярные ЗВО, отзывы о которых пестреют только положительными оценками:
- Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко (специальность «Международный менеджмент и маркетинг»).
- Киевский национальный экономический университет имени В. Гетьмана (факультет маркетинга).
- Национальный университет «Киево-Могилянская Академия» (факультет экономических наук).
- Национальный технический университет Украины «КПИ».
- Институт Рекламы.
- Киевский национальный торгово-экономический университет.
Это список ЗВО, которые смогли зарекомендовать себя в сфере подготовки будущих маркетологов лучше всего. Безусловно, можно выбрать и другие университеты, не обязательно в больших городах, но и в своем родном городе. Получив базовое высшее образование в сфере маркетинга, вам будет легче идти дальше и развиваться с помощью других инструментов. Также, получив степень бакалавра в украинском университете, у вас появится возможность поступить в европейский институт и получить степень «Магистра».
Европейские университеты
В зависимости от того, какую страну вы выберете, можно будет и выбрать там университет. Есть специализированные школы и институты, которые осуществляют подготовку по менеджменту и маркетингу. Одними из таких являются:
- Высшая школа маркетинга и управления (менеджмента) в Польше, в городе Лешно.
- IMI International Management Institute, Швейцария.
- Карлов университет в Чехии, город Прага.
- Королевский институт маркетинга (Chartered Institute of Marketing, CIM), Великобритания.
Конечно же, есть огромное количество разных университетов в Европе, Америке и Австралии, которые осуществляют подготовку будущих маркетологов и менеджеров. Туда можно поступить не обязательно после школы. Можно получить квалификацию «Бакалавр» в украинском университете, а выучиться в магистратуре уже за рубежом. Поскольку в европейских ВУЗах предусмотрены разного рода стажировки, то есть отличная возможность хорошо зарекомендовать себя и остаться в компании строить международную карьеру.
В любом случае, получать высшее образование в сфере маркетинга или нет ‒ это сугубо ваше желание и ваш выбор.
Что думают бывалые маркетологи? Независимое мнение бывших студентов и нынешних специалистов в сфере маркетинга
Часто люди, которые интересуются сферой маркетинга, обязательно слушают экспертов на Ютубе и в социальных сетях. И ведь мало кто из людей задумывается над тем, есть ли у маркетологов высшее образование. Изучив различные форумы, прочитав множество отзывов, можно сделать такие выводы:
- Большинство маркетологов говорят о том, что самые ценные знания ‒ это не те, которые они получили в процессе обучения в университете, а те, которые узнали на практике. Иногда некоторые компании берут в команду на должность маркетолога человека, который совсем не имеет опыта. Справившись с тестовым заданием, удачно отработав испытательный срок, люди внедряются в сферу маркетинга и успешно работают там. Прохождение курсов и постоянный ритм жизни в этой системе обязательно дадут свой результат.
- Немало хороших маркетологов действительно имеют высшее образование. Но оно чаще всего непрофильное. Эти специалисты успевают за пару лет работы мастерски освоить все инструменты продаж и работы с клиентами, и дают фору выпускникам профильных университетов.
- Не обязательно, для того чтобы добиться успехов, сразу же стараться устроиться на должность маркетолога. Вполне себе можно устроиться ассистентом маркетолога. Узнав изнутри принципы работы, вы смело уже сможете идти дальше и стать хорошим специалистом уже через 2-3 года. Работая в разных проектах, вы формируете себе достойное портфолио.
- Далеко не все программы, по которым учат сейчас в университетах, актуальны на сегодняшний день. Да, лет 10 назад студентам открывали глаза на уникальные вещи. Сейчас же многие принципы, которым обучают, устарели. Поэтому к выбору ЗВО необходимо относиться тщательно.
Мы поговорили об основных тенденциях в мире маркетинга, описали главные принципы профессии и дали наводку на украинские и европейские университеты, которые неплохо зарекомендовали себя. Если вы решите поступать учиться на маркетолога, то необходимо будет взвесить все за и против, подумать, готовы ли вы будете постоянно развиваться, улучшать свои навыки, познавать новое? Готовы ли будете отдаться бешеному ритму компании, в которой будете работать? Сможете ли потратить несколько лет своей жизни, для того чтобы добиться хороших результатов? Если все ответы утвердительные, то дерзайте! Маркетинг ‒ это перспективная сфера, которая будет популярна еще очень долгое время!