Методы обучения, о которых должен знать каждый преподаватель

Обновлено 02.06.2025

Олександр Я.

Статьи автора: 79

Методы обучения, о которых должен знать каждый преподаватель

Метод обучения – это особая форма организации учебного процесса и подачи материала. Метод нужно отличать от приема. Прием обучения – это лишь часть метода, отдельный вид работы преподавателя с учащимися. Совокупность приемов и техник одного типа уже определяется как методика преподавания. В этой статье мы подготовили сводку наиболее эффективных и прогрессивных методов обучения. 

Классификация методов обучения

В зависимости от источника подачи и восприятия учебной информации выделяют методы:

  • словесные
  • наглядные
  • практические 

По характеру познавательной деятельности различают такие ведущие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный
  • репродуктивный
  • частично-поисковый
  • исследовательский
  • проблемное изложение

По системному подходу к учебному процессу выделяют приемы и методы обучения:

  • организации и проведения процесса обучения
  • стимулирования и мотивации учащихся
  • контроля и самоконтроля в обучении
  • интегрированные методы

Интерактивные методы обучения

Это методы обучения в педагогике, направленные на словесное и практическое взаимодействие педагога и учащихся, а также учащихся между собой. В основании этого метода лежит принцип обратной связи, когда студент получает ответы, замечания, советы от преподавателя или сокурсников касающиеся его работы на уроке. При этом он также может давать обратную связь другим и характеризовать их работу. Преподаватель в данном случае выступает координатором и следит, чтобы участники учебного процесса не выходили за рамки учебных и этических норм. 

интерактивные методы обучения

Эти методы в обучении являются одними из наиболее эффективных, поскольку активизируют мыслительные и коммуникативные способности учащихся. Получив рекомендацию от учителя, можно тут же исправить ошибку и закрепить в памяти и на практике правильное выполнение. Они применяются при изучении любого предмета и дисциплины. Однако начинать их использовать стоит на этапе закрепления знаний, со 2-3-го занятия по изучению темы. Перед этим студенты уже должны получить хорошую теоретическую базу, ответы на интересующие вопросы и проделать самостоятельную домашнюю работу. 

Применение тех или иных методов зависит от уровня знаний и общего развития студентов, их мотивации, возраста. Важными составляющими интерактивного обучения являются:

  • Ответы на вопросы и опрос мнения студентов. Этот метод имеет формат полилога, или групповой беседы. Преподаватель задает вопросы, касающиеся понимания и усвоения материала, а также личного отношения студентов к тому или иному факту, событию, персонажу. При этом нельзя задавать неоднозначные, нечеткие или альтернативные вопросы, предполагающие ответы «да» или «нет». 
  • Анализ историй и ситуаций. Преподаватель рассказывает учащимся реальную или выдуманную историю, которая является примером определенного понятия или теории. Студенты высказывают свои мысли, дают оценки поведению и действиям персонажей, последствиям. Затем студентам предлагают вспомнить подобные истории из личного опыта. Рассказ от преподавателя также может быть незаконченным, и он предлагает аудитории додумать финальное развитие событий. 
  • Дискуссии, дебаты, полемики. Это четко организованные процессы всестороннего рассмотрения проблемного вопроса. Как правило, выбирается пропонент и оппонент. Первый предлагает свою позицию в качестве ответа на вопрос, второй пытается опровергать мнение пропонента. Аудитория делится на две группы, поддерживающие двух главных участников, хотя каждый слушатель может высказывать свою точку зрения. Главные участники дискуссии должны четко аргументировать свои мысли, приводить реальные примеры и доказательства. Победителем выходит тот, кому удалось переубедить большую часть аудитории или чьи доводы были наиболее основательными. 
  • Мозговой штурм. Это тип опроса, который предполагает быстрые и краткие ответы без раздумий. Участники могут предлагать свои идеи по поводу решения учебной проблемы. На первом этапе все ответы записываются и принимаются преподавателем. На втором – происходит их анализ и ранжирование. 
  • Отработка навыков. Работа в группах. Это два тесно взаимосвязанные методы, которые помогают студентам практиковать одновременно и необходимые профильные навыки, и умение работать в команде. Таким способом можно отрабатывать коммуникативные навыки по иностранному языку и любые другие практические задания, помогая и подсказывая друг другу. Обычно группа состоит из 2-6 человек. Каждой группе дается конкретное задания и время на его выполнение. Затем участники должны продемонстрировать результаты своей работы аудитории. 
  • Игровое перевоплощение. Подходит для студентов гуманитарных (особенно будущих психологов) и творческих специальностей. В этом методе учащиеся разыгрывают разные сцены и ситуации, играют роли литературных или исторических персонажей. Это продуктивный метод использования разных моделей поведения, отношения, мышления, который помогает участникам лучше понять и прочувствовать причины и следствия определенных событий. 

Активные методы обучения

В отличие от интерактивных методов, активные предусматривают непосредственное участие студентов в выполнении практических заданий и упражнений, иногда без взаимодействия между собой. При этом интерактивное общение с преподавателем сохраняется. Как показывает известная «Пирамида обучения», практические упражнения гарантируют 75% знаний, а обучение других – аж 90%. Такие методы наиболее действенные, но применять их на ранних этапах обучения неэффективно. Студент должен получить определенный багаж знаний и элементарных навыков. Такие методы требуют высокой степени организованности и самостоятельности.

Методические приемы обучения – самые разнообразные:

  • Моделирование профессиональной деятельности. Это может быть выполнение любых заданий в аудиторных условиях или производственная практика. Студенты могут направляться для прохождения практики на предприятия, в компании, фирмы и работать в качестве сотрудников или младших помощников. Этот метод позволяет адекватно оценить уровень своей подготовки, условия и особенности будущей работы. 
  • Обучение других. Студент принимает на себя роль преподавателя, объясняет материал, отвечает на вопросы других студентов и может даже оценивать их уровень знаний. Зачастую старшекурсники проводят занятия для учащихся младших курсов, но могут проводить и для своих коллег. Студент может организовать урок в виде тренинга или мастер-класса. Такая форма работы требует от него заблаговременной подготовки и тщательного повторения материала. 
  • Метод активных игр. Чаще всего уже не педагог, а один из студентов или группа студентов придумывают обучающие игры для остальных. Преподаватель может только наблюдать или иногда подсказывать. Контролируют и отвечают за процесс игры сами студенты. Такие игры могут иметь несколько направлений и делятся на: проблемно-ориентированные, исследовательские, деловые, проектировочные. 

Инновационные методы обучения

Это современные методы обучения, которые являются наиболее результативными и актуальными для 21-го века. Они охватывают как совершенно новые, так и модернизированные известные технологии, авторские методики. В целом эти методы объединяют интерактивные и компьютерные технологии. Также в них полностью упраздняется авторитарный подход, устанавливается деловое сотрудничество между педагогом и учащимися. 

инновационные методы обучения

К таким методам относятся:

  • Компетентностный – обучение направлено на развитие навыков, умений и качеств, которые пригодятся в работе. Преподаватель подбирает практические задания, максимально приближенные к профессиональным задачам. 
  • Различные интегрированные методы обучения. Включают особенные принципы построения занятий: занятие-аукцион, занятие-лабиринт, занятие-путешествие, занятие-деловая встреча, занятие-учебная конференция, занятие-экспедиция, занятие-выставка, занятие-инсценировка, занятие-эксперимент и т.д. Необычный формат способствует стопроцентной вовлеченности и внимательности учащихся. 
  • Проектно-исследовательский метод. Паре или группе учащихся дается комплекс заданий или проблемный вопрос, определенное время и, возможно, дополнительное оснащение для выполнения. Метод направлен на развитие поисковых, аналитических качеств студентов, а также навыков командной работы. 
  • Новые формы работы с информацией: составление рецензий, ментальных карт, видеообзоров, сторителлинг, скрайбинг, портфолио. 
  • Занятия на основе информационно-коммуникационных технологий. Такой метод включает работу с приложениями, компьютерными программами, виртуальными словарями, интерактивными картами и другими ресурсами. 

Наглядный метод обучения

Это виды методов обучения, основанные на визуальном восприятии информации. Поэтому в занятиях активно применяются различные иллюстративные материалы. Благодаря зрительной памяти человек способен запомнить до 80% информации. Учитель может приносить как готовые иллюстрации, так и предлагать студентам изготовить их самим. Сегодня это можно сделать с помощью компьютерных программ. 

Существуют разные формы подачи визуальной информации:

  • Карты, схемы, таблицы, графики, диаграммы
  • Изображения, картины, зарисовки, фотографии
  • Ментальные и интерактивные карты
  • Видеоролики
  • Ленты новостей или событий
  • Гифки, мемы
  • Комиксы
  • Чертежи
  • Виртуальные модели физических процессов
  • Виртуальные экскурсии
  • Квесты, кроссворды, ребусы, пазлы

Практические методы обучения

Это методы, приемы и формы обучения, которые основаны на выполнении практических заданий. При этом преподаватель может давать краткие вступительные инструкции, рекомендации и, если нужно, принимать непосредственное участие в процессе. Например, демонстрировать опыт. 

метод дистанционного обучения

Такие методы преподавания в вузе или школе включают:

  • Практические работы. Обычно следуют после изучения раздела для закрепления, повторения материала и носят обобщающий характер. Студенты выполняют различные письменные и устные задания, работают с компьютерными программами. 
  • Лабораторные работы. В отличие от практических занятий, эти работы предусматривают выполнение заданий по теме на основе полученных результатов экспериментов, опытов с использованием измерительных приборов и другого оборудования. Цифровые данные вносятся в специальные бланки, тетради и используются для решения задач и проведения дальнейших вычислений. 
  • Упражнения. Разные практические задания, которые применяются на любом этапе учебного процесса и помогают задействовать интеллектуальные, коммуникативные и поисковые способности учащихся. Они могут включать ответы на вопросы, решение задач, уравнений, исправление ошибок, заполнение пропусков в тексте, составление сравнительных таблиц, графиков и т.п. Главные принципы действенности этого метода – многократность и постоянство. 
  • Творческие работы. Цель таких заданий – развитие творческого мышления, эрудиции, логики, умения комбинировать различные знания и техники. Эти способы обучения охватывают: написание курсовых и дипломных работ, проведение собственных исследований, а также написание рецензий, отзывов, статей, сочинений, создание макетов, иллюстраций, программ и многое другое. 

Методы дистанционного обучения 

Это процесс обучения на расстоянии от преподавателя с помощью информационных технологий. Преподаватель должен отменно владеть различными онлайн ресурсами: платформами, интерактивными досками, программами, конструкторами тестов и т.п. Практические задания для студентов или учеников необходимо адаптировать под мультимедийные возможности компьютера. Внедрять новые инструменты в учебный процесс нужно постепенно, не перегружая и не отвлекая студентов от сути предмета.

Эти методы не сильно отличаются от традиционных, кроме онлайн формата.

  • Видеоконференции в формате лекций и семинаров. Связь студентов с преподавателем обеспечивают различные современные платформы, такие как: Zoom, Moodle, FreeConferenceCall, Edmodo, iSpring Online и другие. 
  • Онлайн дискуссии
  • Индивидуальное и групповое консультирование. Преподаватель дает дополнительные разъяснения по выполнению заданий с помощью чатов и e-mail рассылок. 
  • Удаленные лабораторные практикумы и тестирование
  • Тренажеры с удаленным доступом. Преподаватель отправляет учащимся ссылки на тренажер, в котором они работают самостоятельно, а затем проверяет задания. 
  • Видеозаписи лекций и практических занятий
  • Викторины, блиц-опросы и квизы
  • Совместная работа студентов и преподавателя с приложениями, компьютерными программами

Понравилась статья? Оцените

4.35

На основе отзывов 142 пользователей

Олександр Я.

Автор Олександр Я.

Репетитор з математики та фізики для школярів, студентів..

Статьи автора: 79

Подобрать репетитора

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов