Возрастные кризисы у детей и подростков. С чем они связаны

Обновлено 02.08.2024

Олена Б.

Статьи автора: 143

Возрастные кризисы у детей и подростков. С чем они связаны

Возрастной кризис – определенная ступень развития ребенка, характеризующаяся отчетливыми психофизиологическими, эмоциональными факторами взросления. Период человеческой жизни с младенчества до наступления юности считается психологами наиболее гибким, переменчивым, поскольку этапы стабильности чередуются зачастую с яркими, бурными проявлениями протеста. Поведенческая неравномерность, болезненная смена модели взаимодействия с социумом – закономерное явление формирования личности.

 

Что такое возрастной кризис? Какие существуют виды возрастных кризисов?

Стабильные состояния протекают гладко и незаметно. Ребенок развивается постепенно, приобретает новые знания, навыки неторопливо. Подобные периоды детского возраста не вызывают у родителей опасений, привлекают мало внимания окружающих. Однако такая размеренность резко сменяется эмоционально бурлящим поведением, различными перепадами настроения, транслирующими посыл протеста, несогласия. Переход от одного возрастного этапа к другому сопровождается проявлениями конфликтности, упрямства, агрессии.

Детские кризисы лежат внутри отношений взрослого и ребенка. Дабы направить внутренний перелом детской психики в нужное, созидательное русло, родителям надлежит научиться распознавать типы кризисов, выстраивать с детьми доверительные взаимоотношения.

Известные психологи Э. Келер, Л. Выготский, К. Поливанова изучили особенности детских кризисных состояний, выявили симптомы отдельных периодов, методы минимизирования негативных реакций. Зачастую периоды развития человека в раннем возрасте предполагают 6 переломных этапов становления интеллектуально-личностных качеств ребенка-подростка:

Данные возрастные указатели являются относительными, среднестатистическими. Кризисный сдвиг способен наступить на год-полгода раньше/позже указанных возрастов.

 

Кризис новорожденности

Родившись, ребенок отделяется от материнского организма физически, хотя психологически сильно связан с матерью. Малыш является слабым, совершенно беспомощным, испытывающим сильнейший кризисный шок. Привычная внутриутробная среда обитания сменяется самостоятельной жизнью вне организма матери.

Психика новорожденного ребенка представляет набор врожденных безусловных рефлексов, проявляющихся ответом на внешние раздражители. Малышу предстоит освоить непривычный способ питания, дыхания, восприятия яркого света, громких звуков, научиться распознавать голоса родителей, осознанно реагировать.

Адаптационный период новорожденного длится около 1-2 месяцев. Родители обязаны максимально окружить малыша заботой, вниманием. Наладить психоэмоциональный контакт – главная задача комфортного развития ребенка, познания окружающего мира.

Формирование общения происходит посредством установления зрительного контакта матери и ребенка. Удерживайте фокус внимания новорожденного, перемещая лицо. Подкрепляйте полученную связь ласковыми словами, улыбкой, помогающими продлить установившуюся коммуникацию.

Непосредственное эмоциональное взаимодействие «малыш-мать/отец» создает у ребенка радостное настроение, повышает активность, что становится необходимой основой развития движений, восприятия, мышления, речи. Поэтому старайтесь проводить около малыша свободное время, заговаривайте, пойте песенки, убаюкивайте. Младенец чувствует родительскую внимательность, начинает проявлять ответные реакции – плач, улыбку, лепет, гуление, хватание, реакцию следования.

Пытайтесь чаще вызывать улыбку, обращаясь к малышу тихим, ласковым голосом, держа младенца на руках, повышая зрительно-эмоциональную связь. В процессе общения делайте паузы, чтобы дать ребенку возможность ответить, проявить инициативу.

 

Кризис 1 года

Данная кризисная ситуация обозначает переход к активной жизнедеятельности малыша. Мышление, развитие ребенка приобретают качественно высший уровень. Детское мироощущение, восприятие окружающего ребенком делает огромный скачок вперед. Малыш становится более независимым: учится самостоятельно передвигаться, дотягивается до вещей, расположенных выше, активно исследует окружающее пространство.

Годовалый малыш начинает понемногу осознавать собственную личность. Приходит понимание: мама и папа – взрослые, наделены неограниченной властью, способной запрещать либо разрешать. Поэтому любые запреты расцениваются как проявление нелюбви, властности, препятствия познавать мир. Последствиями подобного восприятия являются: истерическое настроение, отказ слушаться, нервный плач, резкие движения, кидание игрушками. Малыш не понимает отличия между разрешенными вещами и опасностью трогать запрещенные предметы (играть проводами, пробовать на вкус игрушки, поднимать мусор).

Кризис нарастает – попробуйте извлечь максимальную пользу. Ребенка привлекают неизвестные доселе явления? Приобретите развивающие игры, пальчиковые краски, обучающие карточки, разрисовки, музыкальные шкатулки. Создайте широкое игровое пространство. Нельзя помочь младенцу криками, ограничением свободы, игнорированием желаний. Иначе возникает опасность формирования замкнутости, отрешенности, обиды. Избегайте потакания детским капризам: излишнее баловство также вредно, как чрезмерная строгость.

Читайте ребенку сказки, включайте развивающие аудиозаписи, устраивайте совместные подвижные игры. Восприятие новой информации работает стремительно. Заняв дитя полезными делами, минимизируете болезненность возрастного перехода.

 

 

Кризис 3-летнего возраста

Трехлетний ребенок тягостно воспринимает любое ограничение его действий. Причиной протеста является намерение взрослого определенным образом повлиять на него. Трехлетка считает, что способен самостоятельно принимать решения. Активными протестами дети добиваются признания собственных прав в семье. Родители постоянно указывают, разграничивают «дозволено» – «нельзя».

Ребенок осознает собственную личность, детская речь наполняется часто используемым местоимением «Я». Личностное взросление охватывает восприятие себя как самостоятельного человека, собственных потребностей, желаний. Доселе ласковый, спокойный, малыш превращается в капризного, упрямого истерика. Совместные посещения магазинов становятся несносными, маленький «капризун» постоянно требует купить понравившуюся игрушку либо сладость. Иначе родителей ожидает «показательное выступление», сопровождающееся рыданиями, криками, катаниями по полу. Любые полезные предложения получают негативный ответ. Ребенок выражает недовольство, огрызается, наотрез отказывается подчиняться воле родителей.

Рекомендуемое взаимодействие с трехлетним озорником включает следующие правила:

  •        Построение целостной, конструктивной тактики взаимоотношений.
  •        Создание атмосферы любви, заботы, поддержки.
  •        Уделение ребенку надлежащей доли родительского внимания.
  •        Заинтересованность увлечениями ребенка.
  •        Нахождение компромиссных решений конфликтных ситуаций.
  •        Предоставление ребенку разумного права выбора.
  •        Избегание авторитарного стиля воспитания, применения наказаний.
  •        Спокойное рассудительное объяснение ребенку правил поведения, социальных норм в простой, доступной форме.
  •        Вовлечение ребенка в активную игровую деятельность.
  •        Сопровождение налаживания коммуникационных навыков со взрослыми, сверстниками.
  •        Развитие познавательных интересов ребенка путем рассказов, чтения книг, времяпровождения на природе.

 

Кризис 7-летнего возраста

Возрастной кризис сопровождают поведенческие трудности, обозначающие переломный период между дошкольным и школьным возрастом. Происходит зарождение социальной ориентации ребенка. Формируется самооценка относительно социальной роли в окружающей среде. Поведенческая характеристика ребенка содержит язык чувств. Будущий школьник начинает различать собственную грусть, злость, обиду, страх либо радость, довольство, гордость, хитрость. Таким образом, начинается примерка социальных ролей, личностных масок.

Ребенок пробует манерничать, паясничать, кривляться, появляется неестественность поведения, некая театральность, исчезает привычная детская наивность, непосредственность.

Начало школьного обучения – серьезный вызов социальной адаптации детей. Появляется новое окружение, необходимость постоянно устанавливать новые связи, соответствовать требованиям, выполнять предписания. Ребенок переживает сильный стресс. Дабы преуспеть в общении, копирует разные модели поведения взрослых, сверстников.

Семилетка начинает мыслить анализируя, приводить аргументированные ответы.

Родителям нужно максимально избегать негативной реакции на кризисные состояния ребенка. Демонстрируйте искреннюю поддержку, сопереживание. Спрашивайте семилетку о его чувствах, желаниях, трудностях в школе. Не пытайтесь привить ребенку нормы, которых вы не придерживаетесь. Дети весьма тонко чувствуют обман, несоответствие. Проявляйте предельную честность.

Сконцентрируйтесь на дошкольной подготовке, учебе, пробуйте посещать разные кружки, спортивные секции, пытаясь подобрать любимое занятие. Однако не заставляйте ребенка насильно. Этот возрастной этап снова активизирует пытливость, включается режим «Почемучки». Пытайтесь давать исчерпывающие ответы на вопросы, при необходимости заручитесь поддержкой педагога. Продолжайте уделять ребенку достаточно внимания.

Проявляйте терпение, позитивный настрой – кризис останется незамеченным.

Кризис 13-летнего возраста

Переходный возраст у детей отличается яркими вспышками эмоциональной неуравновешенности, поведенческой нестабильности. Особо остро данный процесс протекает с наступлением подросткового периода.

Наблюдается снижение продуктивности, способности к учебной деятельности, творческому проявлению. Одаренные дети страдают неким творческим регрессом. Ребенок обнаруживает способность выполнять лишь механические, привычные действия. Происходит переход на необычную, высшую ступень интеллектуального развития. Развивается непривычный механизм мышления, включающий критическую оценку действительности. Подростка начинают волновать глобальные ценностные вопросы, возрастает самокритичность, самонаблюдательность.

Значительная доля внимания уделяется глубоким внутренним переживаниям, поискам смысла собственного существования. Доминирует абстрактное мышление, в поведенческом плане – негативизм. Происходит психическое отторжение обыденной социальной среды – родителей, учителей, иногда сверстников. Подросток становится агрессивным, враждебным, отрицает, обесценивает общепринятые нормы поведения, взгляды, мораль. Также возможны проявления самоизоляции, отчужденности, апатичности.

Наступает фаза полового созревания, влекущая акселерацию, резкую смену интересов. На первый план выходят личностные взаимоотношения со сверстниками, зачастую противоположного пола. Подростки начинают создавать некие референтные группы, считая общепризнанные ценности группы своими собственными. Происходит крушение предыдущих авторитетов. Ребенок становится чувствительным к сторонним негативным влияниям, поскольку внутри подобных движений заложен смысл бунтарства.

Родители замечают холодность, отстранение, замкнутость, грубость, иногда презрение и агрессию.

Эффективный способ сохранить отношения включает следующие позиции:

  •        Демократичная модель поведения, транслирующая уважение к самостоятельным решениям подростка.
  •        Выстраивание доверительных, дружеских отношений.
  •        Родительскому контролю полагается содержать минимум критики, запретов; максимум – поддержки, соучастия, практических советов.
  •        Сопереживание подростковым «трагедиям» ребенка, вовлечение в его жизненные интересы.
  •        Практика активного, разнообразного семейного досуга.
  •        Искренность общения, выполнение обещай.
  •        Мягкое привлечение подростка к выполнению ответственных заданий: присмотру за младшим братом/сестрой, покупками продуктов, организации праздника.
  •        Поддержание понимания собственной значимости, заслуженная похвала.

 

Кризис 17-летнего возраста

Юность знаменует начало взрослой жизни. Подросток оканчивает школу – открываются новые горизонты самореализации. Юноша либо девушка 17 лет отличаются более-менее стабильными личностными качествами, сформировавшейся психикой, типом мышления. Ценностная шкала продолжает находиться в зоне возможных перемен. Интеллектуальное развитие безостановочно наращивает темп.

Подростками движет неугомонный порыв покорять вершины, показать собственный талант, достигать нового, однако главный двигатель – желание отделиться от родителей, проявитьнезависимость. Стремление к самостоятельности – естественное намерение подростка, побуждаемого социальной идентификацией, формированием оценки собственной личности. Любой 17-летний ищет доказательства ценностей своих способностей среди внешнего мира.

Постепенное взросление предполагает развитие адаптационных ориентиров, поведенческих привычек.

Родителям нужно ожидать повышенной тревожности, нервозности от взрослеющих чад. Запаситесь терпением, попытайтесь вспомнить собственные юношеские годы. Поддержка семьи, избежание непомерных требований, предоставление ребенку свободы выбора будущего образования – залог гармоничного культурно-нравственного развития, становления уверенной, успешной личности. Вдохновляйте детей на жизненные достижения.

Главные пункты статьи "Возрастные кризисы у детей и подростков. С чем они связаны"

Что такое кризис новорождённости?

В чем проявляется крисиз 3-летнего возраста?

Как опознать крисиз 7-летнего возраста?

Из-за чего возникает крисиз 17-летнего возраста?

⭐️⭐️⭐️⭐️⭐️ (24 оценок, среднее: 4,9 из 5)

Понравилась статья? Оцените

5

На основе отзывов 3 пользователей

Олена Б.

Автор Олена Б.

У 2019 році закінчила магістратуру філологічного факультету Донецького Національного Університету імені Василя Стуса. Співпрацювала з міжнародними компаніями, пишу інформаційні статті

Статьи автора: 143

Подобрать репетитора

Другие новости:

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора

Экспертные статьи от репетиторов