Деепричастный оборот и правильное его употребление

Обновлено 15.06.2025

Світлана С.

При подготовке к ВНО по украинскому языку следует обратить внимание на правильное употребление деепричастных оборотов. Это имеет значение и при написании собственного высказывания и для исправления грамматических ошибок в тестовом задании.

Начнем с того, что такое деепричастный оборот и как его распознать. Деепричастие – особая форма глагола, неизменная, заканчивается на суффиксы –учи, - ючи, - ачи, -я, -ши, -вши.

  • Примеры: сочиняя, читая, лежа, сидя.

Следующее: деепричастие означает дополнительное действие. В предложении с деепричастным оборотом обязательно должно быть подлежащее – лицо, выполняющее действия, - основное (сказуемое) и дополнительное (причастие или деепричастный оборот).

  • Пример: Выглядя сына, мать то и дело выходила на улицу. Подлежащее – мать, сказуемое и основное действие – получалось, дополнительное действие – деепричастный оборот – выглядя сына.

Кстати, все-таки укажем на разницу между деепричастием и деепричастным оборотом, хотя статья адресована выпускникам, а это материал за 7 класс. Деепричастие с зависимыми словами образует деепричастный оборот.

  • Пример: единичный деепричастие – улыбаясь, добавляем зависимое слово улыбаясь (как?) приветливо, получаем деепричастный оборот приветливо улыбаясь. Введем его в предложение. Для этого нужно добавить лицо, выполняющее основное и дополнительное действия, и собственно основное действие. Маша встретила гостя, приветливо улыбаясь.

Деепричастие и деепричастный оборот в предложении выполняют роль обстоятельств способа действия и выделяются запятыми, независимо от места в предложении. Не выделяется единичный деепричастие, стоящий сразу же после сказуемого и деепричастие в составе фразеологизма.

  • Примеры: 1) Поют идущие девушки; 2) Работает спустив рукава.

В тестах к ВНО есть предложения, в которых допущены ошибки при употреблении деепричастий. Как правило, это предложение без подлежащего, или основное и дополнительное, не касается одного лица. Исправить их можно, заменив неуместный оборот подрядным предложением или согласовав действия и личность.
Примеры: Открыв окно, мне стало холодно. Нет подлежащего и основного действия-глагола. Исправляем, добавив одно и другое: Открыв окно, я замерз.

Поработав на разных тренажерах, спорт станет еще более полезным. Ошибка: основное и дополнительное действие не касается одной подлежащей. Исправляем, заменив неправильно употребленный оборот подрядным предложением: Если работать на разных тренажерах, это принесет больше пользы. Убираем неуместное в данном случае слово спорт.
Еще пример: Путешествуя по горам, учениками была собрана коллекция растений. Ошибка: в предложении нет подлежащего, оно безлично односложно. Перефразируем мысль так, чтобы появилось подлежащее и личный глагол в качестве сказуемого и основного действия: Путешествуя по горам, ученики собирали коллекцию растений. Обратите внимание: важно, чтобы вид (совершенный или несовершенный) совпадали у личного глагола-сказуемого и деепричастия.

Понравилась статья? Оцените

4.08

На основе отзывов 125 пользователей

Світлана С.

Автор и репетитор на BUKI: Світлана С.

Маю дві вищих освіти: вчитель початкових класів і музики, українськоїмови та літератури, зарубіжної літератури. Граю на багатьох інструментах: скрипці, фортепіано, шестиструнній гітарі, укулеле, викладаю сучасний естрадний та академічний вокал, пишу пісні, роблю фонограми в програмі Ableton. Веду Ютуб-канал, де публікую караоке-версії пісень.

Цена

500 грн/час

Рейтинг:

5(отзывов: 14)

Другие блоги автора

Ищете репетитора?

На BUKI посылают заявки на сотрудничество с репетитором каждые 4 минуты. Но уже 650 000+ студентов нашли преподаватели. Хотите присоединиться к ним?

Подобрать репетитора

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора