Барокко, как стиль в музыке, был популярным в Европе на протяжении более 150 лет. Он пришел на смену Ренессансу и в свою очередь сменился Классицизмом.
Слово «барокко» имеет португальские корни и переводится как «жемчужина неправильной формы». Причем значение этого слова негативное. Неправильной формы, значит «с дефектом», «с пороком» или «с браком». В итальянском языке тоже есть слово barocco. Переводится оно, как «причудливый», «вычурный». И в этом случае значение тоже имеет негативный оттенок. Почему же прекрасную музыку Баха и Генделя, которая до сих пор остается эталоном красоты, в те времена считали дефективной и странной? По сравнению с идеалами эпохи Возрождения, где главный акцент делался на гармонию, простоту и возвышенность, музыка барроко действительно может показаться несколько «дефективной». Для нее характерны контрасты и сложные формы. Красота постигается через сравнение прекрасного и уродливого. Слушатель повергается в пучину страстей, отвлекаясь на мирские дела, вместо того, чтобы следовать к богу.
Особенности музыки эпохи барокко
1. Эмоции
Барочная музыка полна страстей. Чтобы передать восторг, печаль или гнев используют различные композиционные инструменты. Например, создать безудержное веселие можно при помощи быстрого темпа, трехдольного размера и терций, а снижение темпа и диссонансы помогут изобразить тоску и печаль.
2. Контрасты
Контрасты считаются отличительной особенностью музыки барокко. Их можно найти в настроениях, эмоциях, а также в формах. Так прекрасное соседствует с уродливым, печаль с радостью, а тоска с неуемной энергией. Партия солистов контрастирует с инструментами. В этот период большое развитие получил контрапункт, т.е. одновременное звучание нескольких линий.
3. Новые жанры
Вычурная и сложная по форме музыка этой эпохи требовала возникновения новых жанров. Как нельзя лучше передавала сложный внутренний мир человека опера, главным инструментом которой стала ария. Первой оперой считается «Эвридика» Якопо Пери. Мастерами этого жанра были Скарлатти, Пёрсел, Гендель и Вивальди.
Не менее эмоциональной является и оратория, музыкальное произведение с религиозным сюжетом. Мастером оратории считается Гендель. Религиозный экстаз также присущ кантатам и пассионам. Здесь пальма первенства принадлежит Баху. Он преуспел и в написании концертов. Это еще один музыкальный жанр эпохи барокко. Для этих произведений характерно контрастирование певца с оркестром или различных инструментов между собой. Принцип контраста лег также в основу сонат и сюит.
4. Музыкальный язык
Вычурная и сложная музыка барокко требовала и нового музыкального языка. В этот период процветала гомофония и полифония.
Гомофония – это выделение главного голоса. Ее появление имеет очень простое объяснение. Слова, в которых вокалисты славили бога, должны были хорошо слышаться. Поэтому вокал вышел на первый план. Инструментальные партии также стали намного богаче и вычурнее. Широко использовалась импровизация на заданный гармонический ряд.
Полифония – это одновременное звучание нескольких линий.
В этот период произошло четкое разделение тональности на минор и мажор.
5. Инструменты
Развитие инструментальной музыки – это еще одно достижение барокко. В этот период наряду с популярными ранее струнными и духовыми инструментами, такими как: лютня, скрипка, контрабас, гобой, фагот, флейта, появляются орган и клавесин. Именно клавишные инструменты стали основой произведений композиторов тех времен. Появились виртуозы, выступавшие публично.
Период барокко оказал очень большое влияние на развитие музыкальной культуры. Хотя он сменился классицизмом, но не утратил своей популярности и в наши дни. Оперы и концерты по-прежнему остаются основными жанрами, сонаты Баха собирают полные залы, а его цитаты читаются в современных роковых и популярных композициях. Сегодня музыка барокко считается верхом возвышенности и красоты, «жемчужиной» самой высшей пробы.