После того как ученик научился играть все ноты на саксофоне, а также научился правильно дышать и извлекать звук и в репертуаре есть уже не только самые лёгкие детские песни но и уже более сложные популярные композиции, наступает время развивать скорость игры на саксофоне.
Когда ученик уже более менее умеет владеть инструментом, нужно развивать беглость пальцев. Во-первых, желательно разогреть кисти перед началом игры и постараться расслабить руки, ведь если руки будут зажаты, ученик будет очень скоро уставать, и не сможет играть быстро. Так что главное – это расслабленность, комфорт и удобство!
Во-вторых, одним из самых важных элементов при игре на саксофоне является техника (скорость перемещения пальцев во время игры на саксофоне). Для того чтобы быстро этому научиться нужно играть этюды и гаммы (в музыке насчитывается 24 гаммы: мажорные и минорные).
Я советую начинать с «до мажора» в две октавы (гамма – «до ре ми фа соль ля си до» (нажать октавный клапан и то же самое с октавным клапаном, начиная с ноты «ре» и заканчивая нотой «до», а потом сверху вниз).
Трезвучие играется тоже в две октавы («до ми соль до», потом с октавным клапаном «ми соль до» и наоборот сверху вниз).
Доминантовый септаккорд (он играется от ноты «соль», а потом «си ре фа соль си» и наоборот).
В минорной гамме (я советую начать с «ля минора») нужно играть основной вид без диезов и бемолей, а дальше гармонический – с повышенной 7-й нотой (ступенью) – в ля миноре это соль диез, и мелодический минор. В мелодическом миноре повышаются 6-я и 7-я ноты при движении вверх (это «ля диез» и «соль диез») а при движении вниз диезы отменяются.
И также советую играть уменьшённый септаккорд, он играется от «ля диез» (седьмая нота в ля миноре).
Очень хорошо развивает технику хроматическая гамма (её можно играть от любой ноты). Хроматическая гамма играется по полутонам, например – до/до диез/ре/ре диез… и так далее.
Также необходимо играть и другие упражнения, такие как джазовые секвенции.
Начальный этап обучения надо начинать с изучения секвенций десяти базовых упражнений из первой книги Д. Аберсольда серии «Новая методика овладения джазовой импровизацией».
Упражнения представлены тремя категориями аккордов. Мажорный – с использованием ионийского строя и звуками большого мажорного нонакорда. Доминантовый – с использованием миксолидийского строя и звуками доминантового нонакорда. Минорный – с использованием дорийского строя и звуками малого минорного нонакорда. Тоника мажорных упражнений должна соответствовать тонике той мажорной гаммы, которая изучается, а тоника минорных упражнений – тонике такой же минорной гаммы. Тоника доминантовых упражнений должна соответствовать пятой ступени мажорной или минорной гаммы.
Первое упражнение, представленное в восходящем и нисходящем движении хроматической гаммы, также должно иметь соответствующую тонику и выполняться по всем категориям, то есть в мажорных, доминантовых и минорных упражнениях. Девятое и десятое упражнение построены на ступенях блюзовой гаммы, и так же, как и первая, должны играться по всем трём категориям аккордов, с соответствующей тоникой.
Хроматическая и блюзовая гамма могут использоваться практически в любой гармоничной ситуации. Секвенции этих упражнений, выполняемых штрихом деташе, осуществляются по полутонам, целым тонам, малыми терциями и чистыми квартами, охватывая в каждой из них все тональности. Секвенции по целым тонам изучаются после усвоения секвенций по полутонам и т.д. Можно использовать последовательность из шести интервальных секвенций, предложенную Д. Аберсольдом.
После изучения базовых упражнений нужно приступить к игре аккордов в секвенции по полутонам, целым тонам, малыми терциями и чистыми квартами, как это рекомендуют в своей книге «Джазовые модели» Д. Кокер, Д. Кейсел, Д. Кэмпбелл, Д. Грин:
1. четырёхзвучные трезвучия;
2. трезвучия с секстой (мажорные и минорные, в минорных аккордах секста должна быть большой)
3. септаккорды (в мажорных гаммах – большие мажорные, в минорных – малые минорные).