Звукоизобразительные приёмы на саксофоне

После нескольких месяцев обучения игры на саксофоне, наступает момент, когда я начинаю обучать различным звукоизобразительным приёмам игры и звукоизвлечения. Потому что выучить мелодию этого не достаточно, нужно ещё её красиво сыграть, для этого нам и понадобятся разные приёмы.

Красота мелодии во многом зависит от различных «мелизмов» (звукоизобразительный приём). Мелодия становиться изящней, ярче и «богаче» по звучанию.

Первый приём, про который я рассказываю – это «фруллято» (frullato) – жужжащий или рычащий звук инструмента, который на саксофоне достигается при помощи дребезжания кончика или всего языка, как будто рычит лев. Также он может достигаться при помощи гортанного звука языка в глотке, но это вариант используется редко. Этот звук издали напоминает трель скрипки или виолончели.

Этот приём необходимо использовать делая звук «Рррр» внутри рта, когда зубы стоят на самом кончике мундштука, язык в этот момент не должен касаться мундштука, в противном случае язык будет «затыкать» звук.

Фруллято очень хорошо развивает дыхание, лёгкие в этот момент работают на максимум, и положительно влияет на дыхание и на организм в целом. Этот приём чаще всего используется в первой октаве.

Я этот приём даю при изучении произведения Луи Армстронга «Summertime» («Летнее время»). Можно даже играть всю мелодию, используя этот приём. Мелодия приобретает более яркий и «роковый» оттенок.

Также можно использовать фруллято в произвидении Генри Манчини «Pink panther» («Розовая пантера») – в этой мелодии я рекомендую использовать этот приём в окончании музыкальной фразы и на длинных нотах.

Так же прекрасно звучит с фруллято мелодия из репертуара Дюка Элленгтона «Караван».

Второй звукоизобразительный приём – «глиссандо» (glissando). В переводе означает «скользить» – мягкий и плавный, постепенный или быстрый переход от одной ноты к другой, цепляя по пути при этом остальные ноты. Это очень красивый и яркий способ соединять звуки между собой.

Для использования этого приёма я рекомендую мелодию из репертуара Джорджа Майкла – «CarelessWhisper» («Беспечный шепот»). Это одна из самых знаменитых мелодий с саксофоновым соло. Эта песня как раз начинается с глиссандо. Этот приём начинается с ноты «ре» – цепляя подряд все ноты, пока не достигаем ноты «до#» третьей октавы.

Третий приём – это «трель» (украшение длинной ноты). Для трели чаще всего используются боковые клапаны. Но можно использовать и основные клапаны.

Этот приём я даю на длинных нотах в мелодии из репертуара Джеймса Ласта «Одинокий пастух» («Thelonelyshepherd») – здесь можно играть трель на верхней длинной ноте.

Так же и в перуанской народной песне «ElCondorPasa» («Полёт кондора») – в этой мелодии тоже можно играть на длинной верхней ноте. Трель должна играться очень ровно, начиная от медленного темпа до быстрого.

Четвёртый приём называется «бэнд» (переводится как «изгиб», «искривление») – это нечёткое или нечистое звучание ноты. Этот приём используется чаще всего в джазовой музыке. Бэнд делается при помощи выдвижения или «задвижения» челюсти, чаще всего он делается до ноты и постепенно или быстро нота становится из «грязной» – «чистой» (меняется звуковысотность).

Этот приём я внедряю в исполнение перед началом музыкальной фразы, например в «Summertime» Луи Армстронга и абсолютно во всех джазовых стандартах.

Пятый приём – «саксофоновый гроул» – используется чаще всего вокалистами в роковой музыке, но также немного используется при игре на саксофоне. Этот приём делается горлом, нужно зажать гортань при извлечении звука, и получится рычащий «роковый» звук, немного похожий на фруллато.

Я рекомендую этот приём использовать в мелодии из репертуара Джо Кокера «Unchainmyheart» («Сними цепи с моего сердца»). Эта песня может играться данным приёмом целиком.

Шестой приём – «форшлаг» («vorschlag» – от немецкого «предложение») – нужно ближайшую с низу ноту сыграть очень быстро перед основной нотой, за счёт длительности этой основной ноты.

Я рекомендую тренировать форшлаги в мелодии из репертуара Херби Хэнкока «Cantaloupeisland» («Остров Канталупе»).

Седьмой приём – «мордент» (буквальный перевод с итальянского – «кусающий») – это опевание основной ноты, используется чаще всего в классической музыке. Нет конкретной мелодии, в которой этот приём используется, можно использовать по желанию.

Рейтинг:4 из 5

На основе отзывов 3 пользователей

Автор: Олег П.

Редакция не несет ответственности за наполнение блогов, они есть персональным мнением автора

Нужен репетитор?

Выбирай лучших преподавателей на сервисе Буки!

Другие статьи преподавателя

Регистрируйся как репетитор на BUKI!

Бесплатная регистрация за 10 минут

Занятия персонально или по Skype

Оплата напрямую от ученика

Также читайте раздел «Блоги репетиторов»:

Ведення логопедичного YouTube каналу з завданнями українською мовою

Ведення YouTube каналу з розвиваючими завданнями українською мовою може принести значні переваги для логопеда, особливо у взаємодії з батьками. Запрошую до перегляду розвивальних відео.

Автор: Марина К.

Онлайн заняття з використанням інтерактивних завдань, ігор та без них

Інтерактивні презентації та завдання відіграють ключову роль у сучасних методиках логопедії, особливо під час онлайн занять.

Автор: Марина К.

Коли очікувати перших результатів від логопедичних занять?

Ця стаття описує, коли можна очікувати перших результатів від логопедичних занять, наголошуючи на унікальності кожної дитини та впливі різних факторів на швидкість прогресу.

Автор: Марина К.

Показникові рівняння

Де можна зустріти, практичне застосування

Автор: Сергій Б.

Множина, її елементи

Різноманітні приклади

Автор: Сергій Б.

Куля та сфера

В чому різниця, приклади, застосування в житті

Автор: Сергій Б.

Другие новости:

;