Эту статью я разделю на две части: первая часть о тростях простым языком. Вторая – сложным, для людей, которые уже давно играют на саксофоне. Кстати, благодаря тростям, саксофон относится к группе деревянных духовых инструментов.
Трость – это одна из важнейших частей, я бы даже сказал, деталей саксофона. Для каждой разновидности саксофона нужна своя трость. Сопрано, альт, тенор и баритон имеют абсолютно разный размер тростей.
От того насколько правильно вы подберёте трость и поставите на мундштук, будет зависеть качество и удобство игры на саксофоне. Самое главное – знать номер (толщину) трости, которая вам нужна при обучении игре на саксофоне.
Самые распространённые номера тростей – 2 и 2,5.
Самая распространённая фирма тростей Rico Royal. Я советую заказывать трости в Соединённых Штатах Америки – трости будут дешевле и намного качественнее, если их напрямую заказывать у производителя, чем у посредника.
С тростью необходимо обращаться очень аккуратно, ведь это очень хрупкая часть саксофона. Как можно реже касайтесь кончика (тонкой части) трости. От этого трость тоже быстрее изнашивается. Даже на самых чистых руках содержится жир, который неблагоприятно влияет на структуру тростей, а значит, износ трости в разы увеличивается.
Храните трости только в чехле, специально предназначенном для трости, но так же можно их хранить привязывая резинкой к зеркальцу, так как зеркало имеет идеально ровную поверхность (а трости очень важно хранить именно на гладкой, ровной поверхности). Это увеличивает работоспособность тростей, а так же значительно снижает их износ.
Трость должна стоять на мундштуке, очень плотно прижатая лигатурой, а кончик трости должен совпадать с кончиком мундштука, плюс-минус миллиметр. Перед тем как поставить (прикрепить) трость на мундштук, нужно обязательно намочить трость водой (это можно сделать в стакане с водой или намочить во рту). После игры на саксофоне обязательно нужно вытереть трость и поместить в специальный чехольчик.
Трость имеет функцию воздушного клапана, который открывает и закрывает мундштук с разной скоростью. Л.Тейл в книге «Искусство игры на саксофоне» так объясняет физическую природу звукообразования: «Трость меняет скорость своих вибраций в зависимости от высоты звука и вибрирует с той же частотой, что и высота звука. Уровень скорости зависит от объема и формы воздушной струи, которая должна завибрировать. Больший объем воздуха будет вибрировать медленнее, чем меньший, так как он оказывает бОльшую нагрузку на трость».
В апреле 1941 года в журнале «Акустическое общество Америки» была напечатана статья двух физиков – Макгиннеса и Галлахера, добившихся сделать фотографию времени и движения одной трости в момент воспроизведения звука. Результаты этого эксперимента показали, что трость здесь действует как клапан: впускает струи воздуха в инструмент, а также создает непроницаемый для воздуха затвор в течение половины периода времени в каждом цикле вибрации. Цитата из этой статьи: «Интересное движение трости в течение всего цикла. Предположим, что щель должна уже закрыться. При закрытом створе трость кажется неподвижной примерно половину времени полного цикла. Затем она отходит от мундштука с относительно высокой скоростью и достигает максимального удаления от него сериями коротких и быстрых рывков.
Время неподвижного состояния в максимальном отдалении от мундштука составляет около четверти всего периода. Теперь кончик трости возвращается в первоначальное состояние опять же – сериями коротких рывков, и тогда завершается весь основной период (цикл). Таким образом, настоящее движение трости занимает лишь четверть всего времени цикла».
Это научное свидетельство движения трости является основным вкладом как в наши общие знания, так и в методы процедуры подгонки трости к мундштуку. Важность этого открытия заключается в том, что трость должна закрывать всю пасть мундштука плотно и к тому же все его стороны одновременно. Это объясняет необходимость подгонки трости по всему изгибу пасти, чтобы она прилегала свободно по всей длине пасти мундштука. Трость должна быть настолько универсальной, чтобы быстро и квалифицированно менять скорость с каждым новым звуком, варьировать амплитуду в каждой смене объема, начинать и прекращать колебания с каждой артикуляцией, к тому же должна обладать характеристиками, которые необходимы для воспроизведения лучшего звука.
Все саксофонные трости изготавливаются из тростника, хотя для этой цели использовались и другие материалы, но единственным заменителем тростника остался пластик. Основная его ценность – долговечность, но у него нет такого качества звука и гибкости, как у хороших тростниковых тростей. Трости, сделанные из тростника с пластиковым покрытием, играют дольше тростниковых тростей, почти не отличаясь по качеству от последних.
Наиболее известные фирмы, производящие трости: La Voz, Vandoren, Esser Gold, Rico, Rico-Royal, Omega, Sabota, Ridel, Weltklang, Amati, Super Solo.
Желательно ввести в постоянное пользование три трости и играть на них по очереди, по одной трости в день. Вводить их необходимо не одновременно, а с интервалом один-два месяца. Такая практика способствует более длительному сроку службы трости, лучшей адаптации амбушюры, а также возможности выбора лучшей трости для концертного выступления.