Как научиться быстро считать в уме?

2019-08-20

Христина Л.

Помимо отличных оценок по математике, умение устно считать дает множество преимуществ в повседневной жизни.

Если уметь считать без калькулятора, вы:

  • будете держать мозг в тонусе. Для эффективной работы, интеллект, как и мышцы, нуждается в постоянных тренировках. Устный счет развивает память, логическое мышление, повышает обучаемость, помогает быстрее ориентироваться в ситуации и принимать правильные решения.
  • страхуетесь от казусов в бытовых ситуациях. Способность быстро сосчитать оставшуюся часть, размер чаевых, количество калорий или проценты по кредиту защищает вас от незапланированных расходов, лишнего веса и мошенников.
  • заботитесь о своем психическом здоровье. Исследования показывают, что устный счет задействует участки мозга, ответственные за депрессию и тревожность. Чем активнее работают эти зоны, тем меньше риск неврозов и депрессии.

Усвоить приемы быстрого счета можно в любом возрасте. Не беда, если поначалу вы будете немного «тормозить». Ежедневно практикуйте основные арифметические операции по 10-15 минут и уже через пару месяцев добьетесь значительных результатов.

Добавление однозначных чисел с переходом через десяток

Эту технику осваивают в первом классе, но часто забывают с возрастом.

1) Предположим, вам нужно составить 6 и 8.

2) Посчитайте, сколько шестерке не хватает до десяти: 10 – 6 = 4.

3) Разложите восьмерку на сумму четырех и второй части: 8 = 4 + 4.

4) Добавьте вторую часть к десяти: 10+4=14.

Тот же прием «опоры на десятку» используйте при сложении однозначных чисел с двузначными, трехзначными и так далее.

Добавление многозначных чисел

Основной принцип – разбить составляющие числа на разряды (тысячи, сотни, десятки, единицы) и подытожить между собой одинаковые, начиная с самых больших.

1) Предположим, вы добавляете 1674 к 589.

2) 1674 разлагается на четыре разряда: 1000, 600, 70 и 4.

3) 589 – на три разряда: 500, 80 и 9.

4) Теперь подытожим: тысячи с тысячами (1 000 + 0 = 1 000), сотни с сотнями (600 + 500 = 1 100), десятки с десятками (70 + 80 = 150), единицы с единицами (4 + 9 = 13 ).

5) Группируем числа так, как нам удобно, и составляем то, что получилось: (1 000 + 1 100) + (150 + 13) = 2 100 + 163 = 2 263.

Основная сложность – удержать в голове все промежуточные результаты. Упражняясь в таком счете, вы при этом тренируете память.

Вычитание однозначных чисел

Предположим, вы хотите отнять 7 из 34.

1) Представьте 34 в виде суммы 30+4.

2) Из 4 вычесть 7 нельзя, поэтому раскладываем 7 на сумму 4+3.

3) Вычтем 4 от 34 и получим 30.

4) Затем вычтем из оставшейся 30 тройку: 30 – 3 = 27.

Вычитание многозначных чисел

В отличие от сложения, при вычитании многозначных чисел на разряды нужно разбивать только то, которое мы вычитаем. К примеру, надо отнять 547 от 932.

1) Число 547 состоит из трех разрядных частей: 500+40+7.

2) Сначала вычитаем сотни: 932 – 500 = 432.

3) Переходим к десяткам: 432 – 40 (для удобства 40 можно представить в виде суммы 30 + 10; сначала вычтем 30 и получим 432 - 30 = 402; теперь вычтем из 402 оставшиеся 10 и получим 392).

4) Осталось разобраться с единицами. Сначала вычитаем из 392 двойку: 392 – 2 = 390. А затем то, что осталось от семерки: 7 – 2 = 5.

5) Получаем: 390 – 5=385.

Устное умножение

Наибольшие затруднения и у детей, и у взрослых вызывает умножение 7 на 8. Но есть простое правило, которое поможет никогда не ошибаться в этом вопросе. Просто запомните: «пять, шесть, семь, восемь», то есть 56=7×8.

Умножение однозначных чисел на многозначные

В сущности, здесь все просто. Разбиваем многозначное число на разряды, умножаем каждый на однозначное число и суммируем результаты.

Разберем на конкретном примере: 856×7.

1) Разбиваем 856 на разрядные части: 800, 50 и 6.

2) Умножаем каждый разряд отдельно: 800×7=5600, 50×7=350, 6×7=42.

3) Составляем результаты, разбивая их на разряды: 5600+350+42=5000+(600+300)+(50+40)+2=5000+900+90+2=5992.

Умножение двузначных чисел

Здесь уже рука сама тянется к калькулятору или хотя бы к бумаге и ручке, чтобы воспользоваться старым добрым методом умножением в столбик. Хотя ничего сверхсложного здесь нет. Просто нужно немного потренировать память.

Попробуем умножить 46 на 34.

1) 46×34 – это то же, что и 46×(30+4) или 46×30+46×4.

2) Сначала умножим 46 на 30: 46×3=40×3+6×3=120+18=138, приписываем справа нолик и получаем 1 380.

3) 46×4=40×4+6×4=160+24=184.

4) Осталось просуммировать результаты: 1 380 + 184 = 1 480 + 84 = 1 560 + 4 = 1 564.

Понравилась статья? Оцените

4.13

На основе отзывов 30 пользователей

Христина Л.

Автор и репетитор на BUKI: Христина Л.

Допоможу у вдосконаленні знань зі шкільної програми, підготовці до НМТ з математики. Маю хороший досвід роботи з учнями різного віку, до кожного учня знаходжу індивідуальний підхід.

Статьи автора: 3

Цена

500 грн/час

Рейтинг:

5(отзывов: 41)

Другие блоги автора

Ищете репетитора?

На BUKI посылают заявки на сотрудничество с репетитором каждые 4 минуты. Но уже 650 000+ студентов нашли преподаватели. Хотите присоединиться к ним?

Подобрать репетитора

BUKI

Платформа, объединяющая репетиторов и учащихся

Создать профиль репетитора