При подготовке к ВНО, у многих выпускников возникает сложность в различении прилагательного и причастия. Это и неудивительно, ведь причастие — это форма глагола, имеющая морфологические признаки и собственно глагола, и прилагательного. По лексическому значению они очень близки: в первом случае мы имеем признак предмета по действию или состоянию, во втором – признак, вызывающий сложности различения у учащихся.
Предлагаю простой пошаговый алгоритм определения причастия, не раз подтвердивший свою практическую ценность в работе со школьниками.
Алгоритм определения причастия.
- Отвечает на вопрос – какой? какая? какое? какие? (пример: какой? - нарисованный, осунувшийся)
- Можем найти глагол, от которого он образован (пример: танцующий – танцевать, потемневший – потемнеть, избранный – избрать).
- Определяем наличие типичных причастных суффиксов.
-
Активные (означают признак по действию, выполняющему сам предмет)
Пасивные (означают признак по действию, выполняемому кто-то над предметом)
Время, вид
Настоящее время (несовершенный вид)
Прошедшее время (свершившийся вид)
Прошедшее время (вид свершившийся и несовершенный)
Суфиксы
-уч-, -юч-, -ач-, -яч-
-л-
-н-, -ен-, -т-
- Проверяем значение слова по связи слов в словосочетании.
Рассмотрим на примерах словосочетаний: хороший день, обнаглевший товарищ, битый путь.
Словосочетание: хороший день. Хороший – отвечает на вопрос какой? Поэтому перед нами причастие или прилагательное. Если это причастие, то должны найти глагол, от которого он образован: гарниты — такого глагола не существует. Итак, хорошее — это не причастие, а обычное прилагательное. Из словосочетания также видно, что перед нами прилагательное, что означает признак предмета – день.
Словосочетание: обнаглевший товарищ. Обнаглевший — отвечает на вопрос какой? Поэтому перед нами причастие или прилагательное. Если это причастие, то должны найти глагол, от которого он образован: обнаглеть — действительно, такой глагол есть. Проверяем наличие причастного суффикса: к основанию обнаглел+л+ ий. Итак, имеем в наличии все три признака, подтверждающие, что перед нами причастие. В словосочетании мы убеждаемся, что перед нами слово означает признак по действию.
Словосочетание: битый путь. Еще один сложный пример – слово битый. Шаг первый — задаем вопрос: слово отвечает на вопрос какой? Шаг второй — ищем глагол, от которого он образовался: бить. Есть еще одно подтверждение, что перед нами причастие. Шаг третий — ищем причастный суффикс: б+т+ый. Поэтому по суффиксу видим, что перед нами пассивное причастие прошедшего времени, образованное от глагола бить с помощью суффикса -т-. Однако слово битый в словосочетании с существительным путь потеряло признак глагола и означает статический признак предмета. Поэтому это причастие, перешедшее в разряд прилагательного. Аналогичные примеры: сидячая работа, сеяная мука. Также приведем примеры, когда слово причастного происхождения употребляется в новом, переносном смысле, например – натянутые отношения, блестящие способности.
Словосочетание: Обрученный вчера. Задаем вопрос к слову обрученный — какой? Ищем глагол, от которого он образовался — обручить. Проверяем наличие причастного суффикса — обруч+ен+ый. Есть три подтверждения, что перед нами причастие. Против если посмотреть словосочетание, то связь типична для существительного — обрученная (когда?) вчера. Причастные формы также могут переходы в разряд существительных, например: суженый, обрученный, жених. В предложении такие слова чаще всего выполняют роль подлежащего или приложения.
Такие сложные случаи часто встречаются в задачах ВНО и сбивают с толку выпускников. Однако, имея навыки работы с данным алгоритмом, который я открываю своим ученикам во время занятий, можно с легкостью справиться с различением причастий и прилагательных и получить высокий балл на ВНО. Желаю удачи!