
Частное преподавание, как и школьное, связано с высокой ответственностью педагога. В случае с репетиторством пробный урок помогает учителю и ученику определиться будет ли им комфортно работать вместе, что очень важно при индивидуальных занятиях. Бывает, запросы ученика / родителей ученика не отвечают компетенции учителя или ученик случается слишком «проблемный». Работа репетитором также должна иметь определенные гарантии.
Так что же дает педагогу так называемое «тестовое» первое занятие?
Возможность понять, с каким учеником предстоит работать.
Здесь имеется в виду не только уровень знаний. Репетитор на пробном занятии получается возможность понять насколько серьезно и ответственно настроен ученик, имеются ли у него проблемы с поведением и усидчивостью, если это школьник, насколько он готов стараться и заинтересован ли он в предмете вообще.
Так преподаватель может трезво оценить свои силы и навыки и совпадают они с ожиданиями и учебными целями ученика. Также и ученик или его родители могут убедиться, подходит ли им компетентность, стиль преподавания, навыки и опыт определенного учителя. Риск возможных недоразумений в будущем значительно снижается.
Определение четкой цели обучения и качества знаний.
Не каждый, кто обращается к репетитору, может сразу точно сформулировать чего ожидает от занятий и какие учебные цели преследует. Для таких случаев у педагога должен быть заранее подготовленный опросник для новых учеников. Например, «Планируете ли сдавать ВНО по предмету?»; «Какие знания/умения планируете приобрести/улучшить?»; «Пригодится ли вам предмет в будущей профессии?». Важно выявить все пожелания и согласовать цели, чтобы предложить план обучения, сориентировать о возможных результатах и четко понимать какие ожидания имеют ваши ученики.
Также преподаватель обязан проверить знания ученика и сообщить результат. Ведь соответственно выявленному уровню и поставленной цели репетитор должен составить индивидуальный учебный план, подобрать программу и материалы.
Решение организационных вопросов.
Продолжительность, периодичность занятий, необходимость искать или покупать нужную литературу, способ оплаты, формат и структура урока - все это стоит обсудить во время пробного занятия.
Репетитор онлайн должен продемонстрировать ученику, как работать в том или ином сервисе, зарегистрировать, дать необходимые ссылки. Преподавателю лучше ознакомить ученика со своей методикой, учебниками, возможным уровнем нагрузки.
Репетиторам, которые занимаются с детьми или школьниками также лучше сразу обсудить уровень участия родителей в процессе обучения.
Как проводить пробное занятие?
Репетиторы в большинстве имеют более или менее похожие схемы проведения пробного занятия. Вот несколько практических рекомендаций от репетиторов как провести первый урок с учеником:
- 1-й этап – знакомство, получение ценной информации.
После традиционного знакомства задайте ученику несколько вопросов: «Нравится ли ему предмет?»; «С какими трудностями он сталкивается при изучении?»; «Какая тема тяжелая?»; «Как проходят школьные уроки по предмету?»; «Когда предмет начал казаться скучным / сложным?». Такие вопросы помогут узнать причину потери заинтересованности в школьном предмете или почему не хватало мотивации ранее. А в дальнейшем - подобрать необходимые слова и методику, чтобы мотивировать ученика к обучению.
- 2-й шаг – постановка учебной цели.
Подготовьте опросник с 5-10 вопросами, которые помогут ученику конкретизировать свои намерения.
При работе со школьниками обязательно спросите о желаемой специальности. Покажите ученику прямую связь между знаниями по предмету и будущей профессией. Что касается младших школьников и учащихся средних классов, обязательно формулируйте цель обучения вместе с родителями. Многие родители хотят присутствовать на первом занятии. Вопросы можно также заранее прислать на e-mail.
Взрослым ученикам иногда нужна помощь в том, чтобы поставить цели на ближаешее время.
- 3-й (основной) этап – проверка знаний.
Опытные преподаватели не рекомендуют давать тестовый формат. Тесты не показывают полноту знаний и глубину мышления. Если предмет гуманитарного направления, можно дать творческие задания, которые помогут раскрыть и общую эрудированность. Задавайте вопросы на логическое размышление. Просите ученика объяснить свой ответ. Так в ходе общения можно уже объяснять некоторые темы.
Лучше давать небольшие задания, но соответствующие разным уровням сложности. А вот с помощью тестов или задач можно дополнить общее впечатление. Только такие задания хорошо присылать ученику заблаговременно, чтобы он решил их дома. Ведь многие волнуются на первом занятии и ведут себя скованно.
- 4-я часть – сообщение результата тестирования, обсуждение учебной литературы.
Учитель делает заключение об уровне знаний ученика. Делается это для того, чтобы отслеживать динамику прогресса. Если позволяет время, можно давать комментарии по сделанному дома письменному заданию. Также совместно с учеником и/или родителями репетитор обсуждает частоту занятий, их продолжительность, время, место и прочие организационные детали.
Учитель обязан кратко сориентировать ученика в следующем: по каких учебниках планирует заниматься, какие сайты, онлайн платформы будут задействованы, где ребенку самому искать информацию.
- 5-я часть – домашнее задание.
С самого начала нужно четко объяснить, что вы не будете терпеть лени и уклонения. Занятия будут эффект, только при совместной работе.
С другой стороны, ваши занятия и задания должны быть интересными и соответствовать уровню знаний.
Примеры проверочных заданий во время пробного урока
Многие перед тем как стать репетитором, слушали курсы от опытных коллег. Инновационные методы обучения призывают выходить за рамки традиционной школьной системы. При этом нужно учитывать установленные стандарты ГИА, ВНО и прочих экзаменов. В проверочных заданиях должно содержаться 50% креатива и критического мышления, 50% – типичной школьной и ВНО программы. Именно задания являются мощным средством мотивации и формируют заинтересованность предметом.
Младшим ученикам лучше давать задания в игровой форме: собрать пазлы из слов в предложения, разгадать загадку или ребус, решить кроссворд, пройти викторину, помочь сказочному герою ответить на вопросы, описать рисунки, подобрать ассоциации к словам. По литературе, родному языку, истории, праву можно задать: составить пост для соцсети на определенную философскую тему, использовать фразеологизмы в предложениях, перефразировать цитаты известных людей, составить литературный/исторический портрет персонажа по пунктам, оценить правовую ситуацию.
Особого внимания требует иностранный язык. Так, пробные уроки английского лучше начать с элементарного диалога. Если уровень ученика высокий, можно и подискутировать на определенную тему. Задавайте вопросы из разных тематических категорий, попросите описать фото, дополнить текст словами/фразами. Дайте прослушать небольшой диалог и задайте по нему тест. Попросите сформулировать тему и идею прочитанного текста.
По химии, биологии, физике продемонстрируйте видео/изображение природного закона/явления и попросите описать увиденное с точки зрения предмета. По математике можно использовать головоломки, логические задачи.