Технология критического мышления воспитывает поколение учеников нового времени, которые умеют быстро реагировать на изменения во всех сферах жизни: от проблем бытового уровня к изменениям в глобальной политике или экономике. Такой способ обучения развивает знания, основанные не на механическом запоминании, а качественной оценке информации, позволяющей выявить проблему и найти ее решение.

    Для воспитания критического мышления урок должен иметь специальную структуру, состоящую из 3 этапов: фазы актуализации, построения знаний и консолидации (учителя Калифорнии называют их в, через и за).

 

    Фаза актуализации - зерно сажают в плодородную почву. Положительный результат зависит не только от зерна, но и от других факторов, таких как предыдущие знания, уровень сложности материала, подобно тому, как прорастание растения зависит от температуры воздуха, влажности, плодородия почвы. На этом этапе учитель обнаруживает предыдущие знания детей, ставит перед ними цели и задачи новой темы и наталкивает их на начало осознания и понимания этой же темы.

 

    После фазы актуализации следует фаза построения знаний - зерно пускает корни и прорастает. Именно на этом этапе происходит накопление знаний, их систематизация. Подводятся итоги, и учитель задает вопросы, чтобы проверить усвоение материала. Последний этап - фаза консолидации. Пшеница колосится и включает в себя зерна дочерних растений, что в контексте критического мышления означает потенциал к разработкам, научной деятельности и тому подобное.


      Методы развития критического мышления


    «Концептуальная таблица» - сопоставление трех и более вопросов. Таблица строится следующим образом: по горизонтали пишут то, что подлежит сравнению, а по вертикали - признаки, по которым делают это сравнение.

    «Пирамида» - ученики записывают первую строчку, выраженную одним словом, как правило, существительным; вторая строчка состоит из двух слов; третья - трех, и т.д. Затем в строках уменьшается количество слов - 3, 2, 1.

 

     «Кластеры» - в центре листа записывается тема или основная идея, а вокруг - слова и термины, которые связанные с ней и описывают ее.

 

 

    «Ключевые фразы». Преподаватель зачитывает или записывает ключевые фразы к новой теме. Ученики в парах или в группах должны придумать короткий текст, используя представленные фразы.

 

 

     Эти и другие методы хорошо подходят для развития критического мышления. Критическое мышление пересекается с творческим, синтез чего и создает того самого модерного человека.

 

 

Читайте также: Google создала Google Educator Group в Украине

 

 

 

Опубликовано: 01.02.2016